Наверх (Ctrl ↑)

Пророк Даниил

Из пророческого чина

Пророк Даниил
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Тверь

Середина XV в.

133 × 102 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Из пророческого чина Спасо-Преображенского собора в Твери.

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 258
¦
90. Пророк Даниил

Дерево, темпера. 131,5 × 101,5
ГРМ, инв. ДРЖ 1965

Тонированные вставки позднего левкаса; потертости и утраты контурного рисунка и красочного слоя по всей поверхности; надписи на фоне и свитке частично восполнены при реставрации.

Даниил — один из четырех великих пророков (VII в. до н.э.). Согласно библейскому преданию, он происходил из знатной семьи колена Иудина. Будучи пленен при захвате Иерусалима, большую часть жизни провел в Вавилоне при дворах правителей — Навуходоносоре, Дарии и Кире. Свою жизнь Даниил закончил в Вавилоне в возрасте 90 лет, место его погребения осталось скрытым.

Пророк Даниил почитался великим учителем нравственности, подготовившим иудеев к принятию будущего Мессии. Его пророческие писания раскрывали учение о всемирном царстве Божием и явлении Сына человеческого. Даниил указал время пришествия Христа в мир, открытое ему архангелом Гавриилом, — через семьдесят седьмин после окончания для иудеев вавилонского плена и восстановления Иерусалима (Дан. 9 : 24–27). Чудесное событие Рождества Христова, лежащее в основании всемирного царства Премудрости Божией или христианской Церкви, предызображено пророком Даниилом в образе камня, отделившегося от горы без содействия человеческих рук (Дан. 2 : 34). Горе, от которой отделится камень-Христос, уподобляется в видении Даниила Богоматерь, превосходящая всех высотой своих нравственных достоинств.

Камень-Христос, разрушивший вавилонского идола, согласно Даниилу, положит конец существованию языческих царств и утвердит во веки веков царство истинной веры. Текст из Книги Даниила, посвященный «нерукосечному камню» — чуду бессемянного воплощения Логоса, как паремийное чтение включен в службу праздника Рождества Христова. Именно он воспроизводился на свитке в руках пророка на иконах в древнерусских иконостасах. Читается он и на иконе из Твери: «Горе разумну от нея же...» В христианской традиции пророк Даниил почитался как символ спасенной души и как прообраз Христа: его пребывание во рву львином трактовалось как прообразование страстей Христовых, его воскресения и победы над адом. Св. Кирилл Александрийский в своем Слове на успение пророка указывает на него как на одного из тех праведных мужей, которых Спаситель, сойдя во ад после распятия, первыми ввел в рай.

И. Соловьева с. 258
 
¦


Литература