Наверх (Ctrl ↑)

Спас

Спас
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Ярославль

Середина XIII в.

44.5 × 37 см

Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-1205; КП-53403

Происходит из Успенского кафедрального собора в Ярославле (освященного в 1219 году), где до начала XX века икона находилась около раки с мощами святых ярославских князей Василия и Константина. По преданию икона была их моленным образом.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Лазарев 2000/1 

  
 с. 168 
¦
23. Спас

Середина XIII века. 44,5×37. Художественный музей, Ярославль [И-1205].

Из Успенского собора в Ярославле, освященного в 1219 году. Сохранность посредственная. Много утрат на фоне, гиматии, книге. Верхние красочные слои на лице и руках частично смыты, из-за чего карнация выглядит более плоской. Борт хитона и клав украшены орнаментом, который особенно широко применялся в ярославских иконах.  с. 168 
  
¦

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 64
¦
9. Христос Вседержитель

Первая половина — середина XIII века. Ярославль
Дерево, темпера. 45 × 37
Находилась в Успенском соборе Ярославля
Ярославский музей, инв. И-1205

Икона имеет значительные утраты и потертости красочного слоя. Светло-коричневый нимб с темной обводкой — поздний, написанный по новому грунту; новый грунт положен также на полях иконы. По углам и в центре полей — углубления, в которые, вероятно, когда-то были вставлены украшавшие икону драгоценные камни. Вверху сохранилась фрагментарная киноварная надпись: «IC ХС». Надпись на раскрытом Евангелии утрачена.

По преданию, икона Христа Вседержителя была моленной иконой ярославских князей Василия (1238–1249) и Константина (1249–1257). Икона находилась возле раки с их мощами в Успенском соборе в Ярославле.

Поясное изображение благословляющего Христа с Евангелием в левой руке относится к числу наиболее древних и широко распространенных в византийском и древнерусском искусстве иконографических типов. Это — один из вариантов изображения Христа Пантократора (Вседержителя). К числу самых ранних поясных изображений Христа Вседержителя относится икона VI века из монастыря Св. Екатерины на Синае.

Наименование «Пантократор» восходит к греческому переводу Ветхого Завета, исполненному в III–II веках до н.э. (Септуагинте), где оно соответствовало еврейскому слову «Саваоф» (Господь Сил). Прилагаясь первоначально к Богу Отцу, это наименование, вследствие единосущности первой и второй ипостасей Святой Троицы, переносится также на Христа — начиная со св. Афанасия Александрийского1 . Таким же образом к Христу прилагается ветхозаветное определение Бога: «Он есть Сущий», которое обычно присутствует в Его изображениях в виде трех греческих букв на нимбе (на ярославской иконе древние буквы не сохранились, а существующие исполнены в более позднее время). В святоотеческих трудах термин «Пантократор» получает развернутую символическую интерпретацию. Характерный пример такого рода — рассуждение Псевдо-Дионисия Ареопагита, согласно которому Бог называется «Вседержителем», поскольку «все пребывает в нем: Он содержит и обнимает все... Он все творит из Себя, подобно источнику, который все сохраняет и все возвращает в себя самого, и подобно опоре, которая все подпирает, Он поддерживает мир, как вседержитель... дабы ничто не исчезло и не лишилось своего совершенного местопребывания»2. Надписи «IC XC PANTOKRATOR» у образа Христа известны с XII века, но существовали уже в IX веке3.

1 Об употреблении термина «Пантократор» см.: Montevecchi O. Pantokrator // Studi in onore di Aristide Calderini e Roberto Paribeni, V. 1. Milano, 1957. Р. 401–432.

2 Pseudo-Denis. De divinis nominibus. X, 1. См. также: Caprizzi C. Pantokrator: saggio d'esegesi letterario-iconografica. Rome, 1964.

3 Timken-Matthews J. The Byzantine Use of the Title Pantokrator // Orientalia Christiana Periodica, V. 44, 1978. P. 442–462. Предполагается, что надпись в куполе Софии Константинопольской относилась к несохранившемуся изображению Христа Вседержителя — см.: Mango С. Materials for the Study of Mosaics of St. Sofia at Istanbul. Washington, 1962. P. 63–66.

Наиболее древним вариантом данной иконографии являлись, по-видимому, тронные изображения Христа, что давало основание исследователям связывать их с традиционной иконографией римских императоров4. В подобном сопоставлении раскрывается основной смысл образа: Христос предстает здесь как Небесный Царь (по аналогии с царем земным) и Судия. Эти значения, безусловно, сохраняются и в сокращенном, поясном иконографическом варианте.

4 Grabar A. L'Empereur dans l'art byzantin. Paris, 1936. Древнейшее из дошедших до нас изображений Христа Вседержителя — мозаика апсиды римской церкви Санта Пуденциана (401–417), где представлен Христос на троне.

В отличие от раннехристианских символических изображений, образ Вседержителя воспроизводит исторические черты Спасителя и, таким образом, свидетельствует о воплощении Предвечного Слова и Его спасительном служении5. Напоминанием о земном, жертвенном служении Христа является и крестчатый нимб, который, как правило, присутствует в подобных изображениях.

5 Об историческом образе Христа см.: Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1: Иконография Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб., 1905. С. 1–3, 12–13; см. также: Jones E. The Pantokrator: a Study of the Iconography // Eastern Churches Quarterly, V. 9. London, 1951–1952. Р. 266–267.

Другие атрибуты также указывают на различные аспекты Домостроительства Сына Божия. Так, благословляющая десница Христа напоминает о пришествии в мир спасительной Благодати. Книга или свиток в левой руке — это прежде всего образ нового закона, дарованного людям («заповедь новую даю вам...» — Ин. 13:34). В этом значении они имели широкое распространение уже в раннехристианском искусстве — в композициях на тему «дарования закона» (Traditio Legis). Вместе с тем уже в самых древних изображениях книга или свиток в руке Христа Вседержителя имели более широкое, символическое значение, напоминая о воплощении Бога Слова. На ярославской иконе, как и в большинстве других случаев, в левой руке Спасителя изображено Евангелие с киноварным обрезом. Это позволяет воспринимать образ в литургическом контексте — Христос выступает здесь как жертва, которой приносится поклонение, и одновременно с этим — как Первосвященник, который эту жертву приносит. Наконец, Евангелие в руке Христа напоминает об апокалиптической Книге Жизни (Откр. 5), которую достоин раскрыть Агнец, принесший Себя в жертву за грехи мира и который будет судить мир. Подобное сопоставление подчеркивает эсхатологический смысл, изначально присущий образу Христа Вседержителя. Примечательно, что на ярославской иконе Христос изображен с открытым Евангелием, что для ранних поясных изображений является сравнительно редкой особенностью и подчеркивает учительное значение образа.

Несмотря на простоту иконографической схемы, образ Христа Вседержителя принадлежит к числу наиболее сложных и многозначных изображений Спасителя. Его появление в христианском искусстве стало своеобразным итогом богословских и иконографических поисков, соединившим в себе важнейшие аспекты почитания Христа. Это образ воплощенной Премудрости, «облекшейся в храм телесный» (Козьма Маиумский, канон на Великий четверг, ирмос I), раскрывающий историю Ее спасительного служения — того пути, которым «требующие ума» восходят к истинному Богопознанию и Боговидению и соединению с Предвечным Словом.

Л. Нерсесян с. 64
 
¦


Литература