Школа или худ. центр: Новгород
Конец XV — начало XVI вв.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 22035
Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.
Оборот — Введение во храм (там же см. дополнительную информацию).
См. в «Галерее»:
[Описание]
Целители Козьма и Дамиан — с ларцами и белыми лопаточками в руках — облачены в двойные хитоны (один длинный, другой до бедер) и в свободно накинутые на плечи плащи. Иаков Перский — с мученическим крестом — в зеленом хитоне, красном плаще и красной шапочке с белой каймой; на его одежде — золотые окаймления с изображением жемчугов и драгоценных камней.
Надписи:
[Иконография]
152 Б. А. Рыбаков. Ремесло древней Руси. М.–Л., 1948, с. 747–753.
153 Э. С. Смирнова. Двусторонняя икона — «таблетка» XV в. с Афона. — «Искусство Западной Европы и Византии». М., 1978, с. 277, 280.
154 В. Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М., 1978, с. 187, илл. с. 188.
Стоящий рядом с ними Иаков Перский (т. е. из Персии) — в узорных одеждах и в шапочке, как у пророка Даниила, указывающей на его восточное происхождение, — популярная в Новгороде фигура. День его памяти, 27 ноября, совпадает с днем празднования в честь новгородской чудотворной иконы — «Богоматери Знамение». Предполагают, что Иаков Перский — патрон посадника Якуна, сыгравшего большую роль в обороне Новгорода от суздальцев в 1170 г.155
Фигура Иакова есть на поле чудотворной иконы «Богоматерь Знамение», XII в., в Новгородском музее (живопись XVI–XVII вв.). В Знаменской церкви на Ильине улице, где хранилась эта икона, был придел в честь Иакова Перского156.
156 В. Л. Янин. «Семисоборная роспись» Новгорода. — «Средневековая Русь». М., 1976, с. 114.
Имеются свидетельства и о таком новгородском почитании Иакова Перского, которое стояло вне прямой связи с чудом от иконы Богородицы 27 ноября и победой над суздальцами. Новгородские паломники, посещавшие Константинополь, отмечали, что там, в монастыре Пантократора, лежат «три главы — Флора, Лавра, Якова Перьскаго»157. Мощи этого святого были принесены когда-то и в Новгород: опись 1042 г. указывает, что они были в Хутынском монастыре158. Фигура Иакова — на фрагменте новгородской иконы начала XVI в. из собрания А. М. Постникова (ГТГ)159. Изображения св. Иакова часто встречаются и в искусстве византийского и южнославянского круга (ср., например, известную фреску в Георгиевской церкви в Старо-Нагоричино, 1318 г.160).
157 М. Н. Сперанский. Из старинной новгородской литературы XIV века. Л., 1934, с. 58, 137.
158 Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, I, II. М., 1860, 2, с. 160.
159 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Опыт историко-художественной классификации, I, II. М., 1963, I, № 88.
160 С. Радоjчић [1960], табл. 5, с. 104.
Весьма вероятно, что в Софийской таблетке Иаков Перский изображен, подобно Козьме и Дамиану, как целитель. В основе именно такого аспекта культа может лежать предание о его мученической смерти: Иаков был при казни (около 420 г.) разрезан на куски, его поэтому называли «Иаковом Рассеченным»161. Примечательно, что мощи Иакова в Константинополе хранились вместе с мощами целителей Флора и Лавра. Посвящение приделов в двух церквах, стоявших в Новгороде на Ильине улице напротив друг друга, совпадало с изображениями на Софийской таблетке: в церкви Спаса Преображения был придел Козьмы и Дамиана, а в Знаменской, как указывалось,— Иакова Перского162.
161 Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока, II. М., 1876, Заметки, с. 373.
162 В. Л. Янин. «Семисоборная роспись» Новгорода. — «Средневековая Русь». М., 1976, с. 114.