Наверх (Ctrl ↑)

Спас Вседержитель

Двусторонняя икона-таблетка

Спас Вседержитель
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв.

24 × 19.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14255

Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Оборот — Сорок мучеников севастийских.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 172
¦
126. Спас. На обороте — Сорок мучеников Севастийских1.

1 Сорок Севастийских мучеников по «житийной» легенде пострадали в IV в. в Севастии Армянской за приверженность к христианской религии. Они были осуждены пробыть ночь в озере, покрывшемся льдом. Иногда в композиции XVI–XVII вв. изображаются кроме Спаса, посылающего венцы славы сорока мученикам, замерзающим в озере, и одного, не выдержавшего мучений, убегающего в баню, поставленную для соблазна, Лисий князь и воевода Агрикола, осудившие мучеников (И. Бухарев, Житие всех святых, празднуемых православной греко-российской церковью, М., 1892).

Двухсторонняя таблетка. Конец XV — начало XVI века. Новгородская школа.

Спас. Фигура поясная, чуть повернутая вправо. Левую руку он держит на груди, в правой — раскрытое Евангелие с текстом: «Придете ко мне вси труждающиеся и обременени аз покою вы...» Вохрение светло-коричневое с высветлением и подрумянкой. Складки темно-красного с зеленоватыми высветлениями хитона и зеленого гиматия выполнены резкими прямыми линиями. На охряном клаве золотой ассист. Обрез Евангелия киноварный.

Сорок мучеников Севастийских. Сорок замерзающих полуобнаженных фигур, в белых штанах или с белыми повязками на бедрах стоят на зеленовато-голубом с белыми волнистыми линиями озере. Слабеющих поддерживают более стойкие. Озеро окружено охряными горками. С правой стороны, за озером — баня, здание с двускатным покрытием, в проеме входа которого видна обнаженная спина убегающего, не выдержавшего мучений. Вверху, в полукруге зеленоватого неба — полуфигура Спаса с распростертыми руками. Ниже изображены золотые зубчатые венцы, посылаемые Спасом для мучеников. Фигуры очерчены гибкими линиями. Вохрение лиц и тел светло-коричневое с мелкими движками. Горки с четкими гранями, лещадками и пяточками. Фоны обеих сторон золотые, надписи киноварные, по краям светло-коричневые обрамления.

Паволока, левкас, яичная темпера. 25 × 19.

Собр. С. П. Рябушинского.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14255] с. 172
 
¦


 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

[Описание]

 
с. 304
¦
10а. Спас Вседержитель.

Изображение Христа поясное. Хитон вишнево-розовый, клав желтый с золотым ассистом, гиматий зеленый. Высветления на хитоне и гиматии близкие по тону — голубоватые.

Правой рукой он благословляет, на левой держит раскрытое Евангелие с черными буквами текста:

(Матфей, 11, 28–29: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас; возьмите иго мое...»).

Золотой нимб отделен от фона тремя глубокими графьями и двумя более слабыми. с. 304
 
¦

[Иконография]

 
с. 312
¦
«Спас Вседержитель» на таблетке 10а представлен в типе, характерном для палеологовской эпохи (пропорции, ракурс). Возможно, это реплика какой-либо прославленной иконы, но точный прототип определить не удается. Близкая иконографическая аналогия — икона XVI в. в Музее имени Андрея Рублева, правда с другим текстом на Евангелии («Не на лица судите...»)34. с. 312
 
¦

34 В. Н. Лазарев. Московская школа иконописи. М., 1971, табл. 88.


Литература