Наверх (Ctrl ↑)

Воскрешение Лазаря

Двусторонняя икона-таблетка

Воскрешение Лазаря
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв.

24 × 19.5 см

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Инв. 3095

Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Оборот — Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений Великий.

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

[Описание]

 
с. 305
¦
12а. Воскрешение Лазаря.

Слева Христос в зелено-синем гиматии и пурпурном хитоне, со свитком, благословляет. За фигурой Христа — группа апостолов. Справа — пещера, восставший Лазарь в белых пеленах, группа иудеев, из которых один разворачивает пелены Лазаря, закрывая нос рукавом, другой отодвигает крышку саркофага. У ног Христа Мария в красном мафории, Марфа в зеленом. За горками видна зубчатая стена.

с. 305
 
¦

[Иконография]

 
с. 313
¦
«Воскрешение Лазаря» (таблетка 12а), как и «Преображение», опирается на общерусский извод. Иконографический тип — традиционный, «исторический», где апостолы изображены следующими за Христом, в отличие от той редкой схемы, которая появилась у Рублева в иконах из Благовещенского собора Московского Кремля и Троицкого собора, 1425–1427 гг.57 Таблетка до мельчайших нюансов копирует волотовскую икону или некий общий прототип, где общерусский извод воплощен в новгородском духе (ср. кат. № 30).

57
  • В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 19, 150а.

Об этом изводе см.:

  • В. А. Плугин. Андрей Рублев — «Воскрешение Лазаря». — «Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура». Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. М., 1973, с. 300–309.

с. 313
 
¦

[Датировка и атрибуция]

 
с. 320
¦
В качестве косвенного аргумента для датировки концом XV в. отметим иконографическую схему «Воскрешения Лазаря». В празднике 1497 г. новгородский мастер использовал редкую «московскую» («рублевскую») схему (см. кат. № 65), которая затем попала в Новгород, будучи, возможно, принесена именно теми новгородцами, которые работали в Кирилло-Белозерском монастыре. Именно эта новая схема дана в праздничной иконе из Гостинополья, конца XV — первых лет XVI в. (кат. № 77). Между тем в Софийской таблетке использована схема старая, традиционная. с. 320
 
¦


Детали


A Группа иудеев

Литература