Наверх (Ctrl ↑)

Феодор Стратилат и Феодор Тирон

Двусторонняя икона-таблетка

Феодор Стратилат и Феодор Тирон
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв.

24 × 19.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 22034

Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Оборот — Вознесение (там же см. дополнительную информацию).

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

[Описание]

 
с. 307
¦
18б. Феодор Стратилат и Феодор Тирон.

Воины в рост, фронтально. В правой руке каждый держит обнаженный поднятый меч, левой — придерживает щит (у Стратилата — с маскароном). Одежды: короткие рубахи (у Тирона виден разрез у нижнего края сбоку), украшенные ассистом латы, накинутые на плечи и завязанные впереди узлом плащи, узкие штаны (у Стратилата клетчатые), обувь в виде обмоток.

Надпись:

с. 307
 
¦

[Иконография]

 
с. 317
¦
Значительную когорту составляют мученики. Среди них самую большую группу образуют св. воины. Одна композиция с воинами выделяется (таблетка 18б): представлено лишь двое святых — Феодор Тирон и Феодор Стратилат, причем оба изображены в воинских доспехах, с оружием. Известно, что оба Феодора часто изображались вместе. Культ св. Феодора, солдата римской армии из города Евхаита, жившего, по преданию, в конце III в., возник уже в IV в. Позже, в IX в., у этого Феодора, получившего прозвище Тирон («новобранец»), появился двойник — Феодор Стратилат («военачальник»); каждый из них изображался со своими особенностями ликов, бороды и прически, причем отличительной чертой Феодора Стратилата стали мелкие завитки волос135.

135 Л. Мавродинова. Св. Теодор. Развитие и особенности на иконографския му тип в средновековната живопис. — «Известия на Института за изкуствознание», XIII. София, 1969, с. 33–52.

В Новгороде широко чтился Феодор Стратилат, посвященные ему храмы стоят на Софийской и на Торговой («на Ручью») сторонах. У Феодора Тирона был особый аспект культа, его чтили как победителя дракона. Известно чудо св. Феодора Тирона, спасшего от дракона свою мать (ср. клеймо Людогощенского креста, 1359 г., в Новгородском музее, икону начала XVI в. из собрания Н. П. Лихачева, ГРМ136). Наличие таблетки с парным изображением св. Феодоров заставляет вновь отметить, что в комплекс Софийских таблеток не могло не входить изображение двух других, еще более чтимых воинов — Георгия и Димитрия. Композицию с их фигурами можно представить по аналогии с иконками ГТГ из собрания Мараевых (кат. № 13) и таблетки с двумя Феодорами.

с. 317
 
¦


Литература