Школа или худ. центр: Новгород
Конец XV — начало XVI вв.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 22032
Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.
Оборот — Собор апостолов.
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:1 В композиции «Рождество Иоанна Предтечи» иллюстрируется евангельская легенда (
2 Икона XVI века подобной композиции (ГРМ, Држ 1013) имеет надписи: на верхнем поле «Собор святых апостолов», на нижнем поле «Союзом любви связуеми апостоли владущему всеми себе Христу предавше»...
Двухсторонняя таблетка. Конец XV века. Новгородская школа3.
3 По характеру выполнения и оформления таблетка близка к таблеткам № 112, 113, 115.
В центре композиции на высоком ложе лежит Елизавета. Она обращена к Захарии и знаками объясняется с ним. Захария, сидя на ступеньке лестницы, пишет на белой дощечке: «Иоанн имя ему». Слева к ложу подходят девушки. Одна из них держит опахало, другая подносит блюдо с едой. Внизу, впереди ложа, в сцене купания изображены две женщины. Одна стоит с кувшином в руке, другая сидит около чаши с водой с младенцем Иоанном на руках. На обороте поясные фигуры Спаса, Богоматери, Иоанна Крестителя и двенадцати апостолов, обрамленных стилизованными ветвями
Холст, левкас, яичная темпера. 30 × 25.
Собр. А. М. и А. В. Мараевых в г. Серпухове.
Поступила из ГФ в Новодевичьем монастыре в 1934 году. [22032]
[Описание]
Елизавета в светло-красном мафории лежит на диагонально поставленном ложе. Справа на ступенчатом престоле сидит первосвященник Захария и пишет на дощечке имя «IωА». Внизу сцена омовения младенца с двумя служанками у купели. Слева, отделенные от ложа низкой серой стеной, две женщины с рипидой и дарами. Архитектурный фон — два базиликальных здания (розовое и зеленое), соединенные стеной и велумом.
Надпись:
[Иконография]
71 Основа сюжета —
Ср.:
72 Ср. миниатюру XII в. из рукописи Ватиканской библиотеки, Cod. gr. urb. 2 (K. Weitzmann [1966–1], pl. 11).
«Рождеству Иоанна Предтечи» было посвящено в Новгороде несколько престолов: на Яневе улице, на Опоках, придел в церкви Рождества Богородицы Десятинного монастыря, придел в церкви Саввы на Холопьей улице73. Можно думать, что образы жития Иоанна Предтечи пользовались в Новгороде большим почитанием. Примечательно, что изображения «Рождества Иоанна Предтечи», как и «Зачатия Иоанна Предтечи» (ср. кат. № 61), сохранившиеся в русской иконописи XV в., дошли до нас именно в новгородских памятниках.
73 В. Л. Янин. «Семисоборная роспись» Новгорода. — «Средневековая Русь». М., 1976, с. 112–114.