Наверх (Ctrl ↑)

Собор апостолов

Двусторонняя икона-таблетка

Собор апостолов
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв.

24 × 19.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 22032

Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Оборот — Рождество Иоанна Предтечи (там же см. дополнительную информацию).

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

[Описание]

 
с. 308
¦
21б. Собор двенадцати апостолов.

В изображении четыре регистра. В верхнем — полуфигуры Христа, благословляющего обеими руками, и обращенных к нему Богоматери и Предтечи; в трех нижних — двенадцать поясных изображений апостолов, по четыре в ряду. Апостолы в каждом ряду обращены к центру попарно. Каждая фигура обрамлена изгибом вьющегося стебля с цветами, объединяющего всю композицию. В верхнем из регистров с апостолами представлены Иоанн Богослов, Петр, Павел и Матфей; в среднем — Марк, Андрей, Иаков и Лука; внизу — Фома, Варфоломей, Симон и Филипп.

Надписи:

Надписи слегка стилизованы под греческое письмо. Вокруг таблетки на обеих сторонах на полях узкая красно-коричневая рамка — остаток поздней записи. с. 308
 
¦

[Иконография]

 
с. 315
¦
Иконография «Собора апостолов» (таблетка 21б) решена совершенно иначе, чем в более ранних новгородских образцах (ср. кат. №№ 7, 54). Композиция сочинена на слова Службы св. апостолам: «Всел еси на коня апостолы твоя, господи, и прият руками си узды их, и спасение бысть еждение твое верою зовущим...» В. Н. Лазарев указывает на сходство композиционной схемы с «Древом Иессеевым»88. Вероятно, этот извод «Собора апостолов» сложился позже, чем тот, где апостолы представлены стоящими. В изображении на Софийской таблетке ощутима иллюстративность по отношению к тексту службы. Возможно, истоки этой композиции следует связать с темой «Лоза Христова», известной в южнославянском искусстве89. Среди сохранившихся русских произведений впервые видим подобный извод именно в Софийской таблетке. Следующие по времени аналогии —

Именно эта схема распространена в русских иконописных подлинниках XVI–XVII вв.90

88 В. Н. Лазарев. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1977, прим. 20.

89 Ср. фреску Маркова монастыря, около 1376 г. (B. Петковић. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950, с. 182).

с. 315
 
¦


Литература