Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Донская

Двусторонняя икона

Богоматерь Донская
Изображения с более высоким разрешением:

1390-е годы

86 × 67 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14244

Оборот иконы — Успение Богоматери.

Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 255
¦
216. Богоматерь Донская1. На обороте — Успение.

1 Иконы Богоматери этого типа встречаются не ранее второй половины XIV в. Широкую известность в русской истории приобрел нижеописанный памятник Благовещенского собора Московского Кремля, с которым связан ряд легенд.

По преданию, эту икону поднесли кн. Дмитрию Ивановичу донские казаки (!) перед Куликовской битвой. Этот памятник находился в Успенском соборе г. Коломны («Писцовые книги Московского государства», ч. 1: «Писцовые книги XVI века», отд. 1, Спб., 1872: «Список с Писцовой книги 1577–1578 гг.», стр. 293–294, 300–301), где Иван Грозный молился перед ним, отправляясь в казанский поход. В конце XVI в. икона была перенесена в Москву.

В 1591 г. в память отражения набега крымских татар войсками царя Федора Ивановича в честь этой иконы основан Донской монастырь в Москве.

1392 год. Феофан Грек.

Богоматерь, устремив глаза влево, склонила голову к сидящему на ее правой руке младенцу. Прижавшись щекой к лицу матери, он протянул вперед правую руку. В левой, опущенной руке — свиток. Ступни обнаженных до колен ножек младенца покоятся на кисти левой руки матери. Живопись исполнена светлой охрой по оливковому санкирю с подрумянкой. Красные и зеленые тени приплеснуты. Движки короткие, в виде нескольких белильных параллельных черточек. Мафорий коричневый, с такими же более темного тона тенями. Хитон младенца и каймы мафория охряные, с золотым ассистом. На кайме — золотой буквообразный орнамент. Чепец и рукав матери, а также клав и свиток младенца синие (лазурит): поверх светлого тона наложены более темные притенения «вприплеск». Сандалии младенца и шнурки на свитке золотые. Фон и поля со следами золота, внизу фрагмент киноварной опуши.

На обороте представлено высокое ложе, у которого горит свеча. На ложе покоится Богоматерь. Апостолы оплакивают ее, стоя по шести у изголовья и в ногах. Спереди представлены взмахнувший кадилом Петр (слева) и протянувший вперед руки Иоанн (справа). За апостолами, по краям темно-синей округлой славы, возвышаются святители с книгами в руках. Посреди славы выделяется колоссальная фигура Христа, держащего душу Марии на покрытых гиматием руках. Над широким золотым нимбом Христа пламенеет алый серафим. Композицию замыкают коричневое и зеленое здания. Слева, на стене здания — профильный белильный маскарон. Лица исполнены мазками светлой охры, с подрумянкой, по оливковому санкирю. Движки многочисленные, резкие. Колорит темный, с преобладанием синего и коричневого цветов, со включением светлой киновари холодного оттенка, охры и белил. Пробела исполнены в свободной живописной манере. Слава образована постепенными переходами синего тона. Фон и поля золотые, позем темно-зеленый. Вверху красная надпись: «Успение святой приснодевы Богородицы». Опушь светло-зеленая.

Доска липовая с надставками со всех сторон. Паволока, левкас, яичная темпера. 86 × 68.

Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVI веке была перенесена в Благовещенский собор в Московском Кремле.

Раскрыта в Кремле в 1914 году в Археологической комиссии мастером Г. О. Чириковым. Раскрытие продолжено в 1919 году в Комиссии.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14244] с. 255
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 239 
¦
32. Богоматерь Донская. Оборот — Успение

90-е годы XIV века. 86×68. Третьяковская галерея, Москва [14244].

Из Благовещенского собора в Московском Кремле, куда она поступила в 1591 (?) году из Успенского собора в Коломне. Сохранность хорошая. Золото на фоне, полях и нимбах почти полностью утрачено. У Богоматери слегка поврежден левый глаз, на лицах епископа Тимофея, Иакова брата Божия и апостола Филиппа в сцене Успения имеются незначительные выкрошки. Доска надставлена со всех сторон тонкими планками. Согласно недостоверному преданию, икона была поднесена донскими казаками князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой в 1380 году (предисловие ко вкладной книге Донского монастыря, составленное в 1692 году). Когда икона попала в Коломну — точно неизвестно. Перед ней молился 3 июля 1552 года Иван Грозный, отправляясь в казанский поход, а в 1598 году патриарх Иов нарек ею на царство Бориса Годунова. Так как копии с иконы Донской Богоматери связаны с Москвой, то наиболее вероятно ее выполнение в 90-х годах XIV века, когда Феофан переехал со своей мастерской из Новгорода и Нижнего Новгорода в Москву. Хорошо информированный Епифаний ничего не пишет о работе Феофана Грека в Коломне. Поэтому было бы неосторожно, как это делает В. И. Антонова, датировать икону Донской Богоматери точно 1392 годом, когда была «подписана» «церковь каменная соборная Успения» в Коломне (Степенная, книга за 1392 год). Этот собор, заложенный в 1379 году, был закончен в 1382 году. Уже тогда, к моменту освящения, он должен был иметь свой храмовый образ, а двусторонняя икона Донской Богоматери и была таким выносным храмовым образом. Полагать, что икона Донской Богоматери восходит к этому прототипу от 1382 года, который она якобы дублировала, нет никаких оснований. Поэтому время поступления иконы в Успенский собор в Коломне остается неуточненным. Более убедительно предположение Л. И. Лифшица о заказе иконы митрополитом Киприаном в 1395 году, после отхода татар из Москвы. Она могла быть написана в честь чудесного избавления Москвы от татарского разгрома, в благодарность за оказанное Богоматерью покровительство. Уже Г. О. Чириков, расчищавший икону, полагал, что изображения на лицевой и оборотной сторонах выполнены разными мастерами. Эта точка зрения получила развернутое обоснование в работе Л. И. Лифшица, убедившего меня в ее правильности. Но остается неясным, были ли оба изображения написаны одновременно или в разное время. Во всяком случае связь иконы с мастерской Феофана Грека несомненна, и нет никаких оснований приписывать лицевую сторону иконы кисти сербского мастера. Лично я склоняюсь к тому, что оба изображения были выполнены новгородскими учениками Феофана, которых он взял с собою в Москву. Однако не исключаю также возможности принадлежности лицевой стороны иконы кисти самого Феофана.  с. 239 
  
¦

 БЭКМ 2001 

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в Куликовской битве 1380. В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем (1350-89) закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери — Донской. В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Донская икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов. К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания, в которых отразились как реальные факты ее истории, зафиксированные в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, во время которой икону будто бы подарили князю Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в конце 14 — начале 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные копии-списки. В 17 в. на иконе был богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился). В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее в Москве. Ежегодное празднование Донской иконы 19 августа (1 сентября) с крестным ходом в Донской монастырь установлено в середине 17 в.

Л. А. Щенникова


 Ульянов 2005/3 

По всей видимости, авторству симоновского иконописца Игнатия Грека должно атрибутировать также чудотворную икону «Донской Богоматери», которую большинство исследователей вслед за И. Э. Грабарем правомерно сопоставляет с нынешним Деисусом Благовещенского храма. С данным мнением согласуется изображение «Успения» на оборотной стороне иконы «Донской Богоматери», что обусловлено происхождением иконы из Успенского собора Симонова монастыря.

Детали. Дополнительные изображения


A Лик Богоматери

A1 Лик Богоматери

Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства»

Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства»

Литература