© Муромский историко-художественный музей, 2005
© Сухова О. А., 2005
Центр изготовления: Муром (?)
1704 г.
Муромский историко-художественный музей, Муром, Россия
Инв. М-5348 (29)
См. в «Галерее»:
Описание. Крест четырехконечный с трехлопастными концами, полый внутри. На лицевой позолоченной пластине резные изображения: Саваофа — на верхнем конце; распятого Христа — в центре; полуфигур Богоматери, одной из жен-мироносиц (?), Иоанна Богослова, сотника Лонгина (?) — на крыльях креста; главы Адама — у подножия.
Именующие надписи на лицевой пластине:
СА ФА ФО (Саваоф — последние буквы переставлены); I Н Ц I IС ХС (монограммы Христа); МР ФУ (монограмма Богоматери); ИОАНЪ.
Торцы гладкие, без золочения.
Надписи о мощах, реликвиях и происхождении креста на нижней (без золочения) пластине:
мощи стых пророка • данила • апстла • андрея • первозваннаго еванглиста • маръка архидиакона стефана игнатия бгносца василиявеликаго григория • богослова иоанна златоуста • георьгия • победоносца • феодора • стратилата • iоана дамаскина • цря константина • князя • александра невскаго • мчнцы • феклы мчнцы • варвары •
1704 г сей крстъ гднь со стыми мощми состроен вмуромской уездъ всело лазаревовцкоь праведнаголазаря другабжия вкоторо цркви почивает стая ульяния мощи стых которыевзяты вцрьствующем граде москве блговещенскаго собора уключаря иоанна.
Внутри — деревянный крест, с круглыми ячейками (пустыми).
Аналогии. Стилистика резных изображений близка кресту-мощевику в настоящем каталоге под № 4.
Сохранность. Лицевая пластина отстает, не закреплена, на левом конце утрата металла 15 х 35 мм; на правом — глубокая трещина; кромки погнуты; внутренний деревянный крест разломан; металл на торцах и нижней пластине потемнел.
Происхождение. Поступил из церкви села Лазарева Муромского уезда в 1924 или 1930 году.
Литература. Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1897. Вып. IV. С. 217. Автор упоминает, что крест был вставлен в кипарисовую доску; надпись приводит частично без указания даты, с фактическими и смысловыми ошибками. Он называет Иоанна вкладчиком и иеромонахом московского Благовещенского собора, тогда как в надписи Иоанн упомянут ключарем и не вкладчиком, а лицом, у которого были взяты частицы мощей.
Сведения о лице, чье имя упомянуто в надписи на кресте. Ключарь московского Благовещенского собора Иоанн, указанный в надписи на кресте, очевидно, был связан с Муромом. Предположительно, именно его род записан в лицевом синодике XVII века муромского Спасо-Преображенского монастыря (ГИМ. Щук. 139): «Московскаго Благовещенскаго собору ключаря Иоанна Леднева». (См.: Добрынкин Н. Памятники древней письменности Спасского монастыря, в городе Муроме. Лицевой Синодик и Вкладная Книга. Владимир, 1892. С. 39).
Изготовление креста связано с Москвой, однако нам представляется, что он скорее выполнен в Муроме и только частицы мощей для него были взяты в Москве.
Изображение публикуется впервые.