© Кузнецова О. Б., 2003
© Федорчук А. В., 2003
© Ярославский художественный музей, 2003
© Издательство «Северный паломник», 2003
© Обух С. В., фотографии, 2003
- детали (9)
1670-е годы
Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-751
См. в «Галерее»:
Происходит из церкви Николы Мокрого в Ярославле.
Реставрировалась в 2002 г. Т. Л. Шабановой.
В православной традиции Софией Премудростью Божией именуется Бог Слово — второе лицо Святой Троицы. Поэтому Богоматерь, родившая воплощенное Слово, прославляется как дом Премудрости и являет собой образ Церкви, в которой пребывает Христос — Божия сила и Божия премудрость (I Кор. I, 23–24).
Существует несколько иконографических типов изображения Софии. Икона из церкви Николы Мокрого относится к так называемому новгородскому типу, сложившемуся в искусстве XV века. В основу этой композиции положены тексты ветхозаветных книг Притчей Соломоновых, Премудрости Соломоновой, книги пророка Исайи, а также Первого послания апостола Павла к коринфянам и богослужения Великого четверга. София Премудрость Божия представлена в виде огненноликого ангела, образ которого восходит к пророчеству Исайи об Ангеле Великого Совета (Ис. IX, 6) и к текстам Апокалипсиса. Ангел в царских одеждах и венце, с жезлом, восседает на престоле, опирающемся на семь столпов. Эта деталь соответствует тексту Притчей Соломоновых: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» (Притч. IX, 1). По сторонам Софии на прямоугольных подножиях стоят Иоанн Предтеча, в руках которого свиток с надписью: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира, покайтеся...» (Ин. I, 29; Мф. III, 2), и Богоматерь со свитком, на котором читается текст: «Яко призре на смирение рабы своея...» (Лк. I, 48). Богоматерь и Предтеча изображены с крыльями и венцами (с конца XVI века эти атрибуты довольно часто встречаются в изображениях Софии). В толковании, возникшем на Руси примерно в одно время с иконографией Софии Премудрости, о Богоматери с Предтечей говорится, что оба они премудры, потому что девственны, и «сотворяют деятельная словеса», обладающие разумной силой. Еще одна особенность изображения Богоматери на ярославской иконе — отсутствие традиционной фигуры Младенца в ее лоне.
Над огненным ангелом-Софией помещено окруженное славой изображение Христа — воплощенной Премудрости. Двенадцать лучей славы, вероятно, символизируют двенадцать апостолов. В верхней части композиции представлены Этимасия — Уготованный Престол, на который возложено Евангелие, и небесный полукруг с ангелами. Изображение Этимасии напоминает о грядущем Втором пришествии Христовом и Страшном Суде. Таким образом, трехчастная структура иконы соответствует этапам Божественного домостроительства — предвечному рождению Сына от Отца, воплощению Сына от Девы и Его вечному царству на небесах.
Публикуемая икона входила в состав убранства патриаршего места из церкви Николы Мокрого и находилась на его потолке. По преданию, резные деревянные царское и патриаршее места были построены к приезду в Ярославль царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Икона Софии — классическое произведение ярославского искусства второй половины XVII века. Ее ближайшими аналогами являются иконы праздничного чина 1670-х годов (ЯХМ).