© Кузнецова О. Б., 2003
© Федорчук А. В., 2003
© Ярославский художественный музей, 2003
© Издательство «Северный паломник», 2003
© Обух С. В., фотографии, 2003
1695 г.
Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-1090
См. в «Галерее»:
Происхождение не установлено. Поступила в музей до 1951 г.
Реставрировалась в 1998 г. Т. А. Контылевой.
В нижней части иконы в картуше надпись: «ТЕМЖЕ НА ТВОЙ СТЫЙ ОБРАЗ ВЗИРАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ ЯКО ИСТИННУ САМУЮ ТЯ ЗРЮ БОГОРОДИЦУ ВЕРОЮ СЕРДЕЧНОЮ И ЛЮБОВИЮ ОТ ДУШИ ПРИПАДАЯ ПОКЛОНЯЮСЯ С ПРЕВЕЧНЫМ НА РУКУ ТВОЕЮ ИИСУСОМ ХРИСТОМ; НАПИСАСЯ СЕЙ ОБРАЗ СВЯТЫЙ В ЛЕТА ЗРПН [1695] МЕСЯЦА ИУЛИЯ В ЧЕСТЬ И ПОКЛОНЕНИЕ СВЯТОМУ БОЖЕСТВУ ЕГО».
Икона «Богоматерь Взыграние Младенца» относится к одному из вариантов иконографического типа Умиления. По мнению исследователей, этот вариант окончательно складывается к XIII веку (некоторые наиболее ранние изображения Богоматери Взыграние Младенца сохранились в Македонии, где они были известны под названием Пелагонитиссы). На Руси эта иконография распространилась в XVI–XVII веках.
Характерной особенностью подобных изображений является поза Младенца Христа. В порыве энергичного движения Христос запрокидывает голову. При этом лики Богоматери и Младенца оказываются предельно сближенными и соприкасаются щеками. Правой рукой Христос словно хватает Богоматерь за щеку. Младенец облачен в короткую одежду, оставляющую открытыми его руки и ноги. Обнаженная плоть Младенца символизирует грядущую крестную смерть Христа, уподобившегося непорочному жертвенному агнцу.
По своему стилю икона Ярославского музея близка произведениям мастеров московской Оружейной палаты второй половины XVII века. О них напоминают хрупкие миловидные лики и выражение лика Богоматери, в котором отразилась и материнская нежность, и глубокая печаль о судьбе сына. Гибким, текучим контурам фигуры Богоматери и сложной позе Младенца соответствуют многочисленные декоративные мотивы на фоне иконы — облачка, фигурные обрамления инициалов Богоматери, окружающая изображение орнаментальная рама из закручивающихся листьев, клубящиеся облака под ногами святых Григория Декаполита и Евдокии (очевидно, святых, соименных заказчикам иконы). Сочетание теплых розовых и холодных зеленых тонов, золота и серебра, малинового и изумрудно-зеленого лаков создают изысканную мерцающую цветовую гамму.