Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Боголюбская

Богоматерь Боголюбская
Изображения с более высоким разрешением:

1694 г.

127 × 77 см

Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-721

См. в «Галерее»:

 Похвала Богоматери 2003 

Происходит из Толгского монастыря (?).
Реставрировалась в 2001 г. А. Н. Клячиной.

Справа на поземе находится надпись, повторенная при поновлении иконы: «ПИСАЛ СЕЙ СТЫЙ ОБРАЗ ТОЛСКАГО МОНАСТЫРЯ НЕДОСТОЙНЫЙ ИЕРОМОНАХЪ ГЕННАДИЙ ЗСВ [1694] ГОДА МСЦА IУНИЯ ВО И [8] ДЕНЬ».

Чудотворная икона Богоматери Боголюбской была написана в середине XII века по заказу владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Она относится к распространенному в византийском искусстве XI–XII веков иконографическому типу Богоматери Агиосоритиссы или Заступницы. Этот тип воплощает представления верующих о Богородице как о самой надежной посреднице между людьми и Богом, заступнице за весь род людской.

По преданию, когда князь Андрей Боголюбский вез из Киева в Ростов икону Богоматери, впоследствии известную как «Богоматерь Владимирская», его кони остановились у реки Клязьмы и не хотели двигаться с места. Князь Андрей отслужил молебен Богородице, а затем долго молился, уединившись в своем шатре. Уснув, он удостоился явления Богоматери, «стоящей и в единой руке хартию держащей», которая приказала ему отвезти икону во Владимир, а на месте видения выстроить храм. Князь повелел написать икону Богоматери, повторяющую его видение, и выстроил на этом месте церковь и монастырь в честь Рождества Богоматери. Близ новой церкви и обители Андрей основал свою резиденцию — Боголюбов. В день явления Богоматери князю Андрею — 18 июня / 1 июля — было установлено празднество Боголюбской иконе.

Почитание Боголюбской иконы активизировалось в последней четверти XVII века. В этот период особенно часто создавались ее списки, к числу которых принадлежит и ярославская икона 1694 года. Особенностью иконографии этого памятника являются жесты рук Богоматери. Ее правая рука простерта в молении. В левой руке Богородицы — развернутый свиток, который она держит за правый край. На свитке сохранена более поздняя надпись, восхваляющая Богородицу: «Боголюбивая царице Богородице, Мати всесвятая Бога Нашего, неизглаголанным девством и чистотою ты еси, Пречистая, превечного Бога Отца возлюби, единого от Святыя Троицы в ложесна своя надо всеми суща Бога от Духа Святого прият и родила еси превечного Сына Бога Слова, прежде век от Отца рожденного на спасение нам и на освобождение от тьмы смертныя человечу роду, падшим восстание, мертвым воскресение. Мати Госпоже Боголюбивая Богородице, неискусомужняя Девица, моли за ны возлюбленного и рождшагося из тебе Сына твоего Христа Бога Нашего подати нам оставление пригрешений наших, церквам благолепие, миру смирение, благоплодию изобилие, и от враг защиты». Монументальная фигура Богородицы обращена к изображенному в облаках Христу, который правой рукой благословляет, а в левой держит свиток с надписью: «О великий Царю Вседержителю, Милостивый Господи Иисусе Христе Боже мой, се на умиление к тебе предлагаем матери...». На верхнем поле иконы представлен Деисус, включающий изображение Богоматери, которая держит «хартию» с надписью: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже мой, услыши...».

Лик Богоматери с миндалевидными глазами и тонким длинным носом напоминает византийские иконы. Ее приземистая фигура, задрапированная пышными складками мафория, застылая поза и угловатость жестов, вероятно, указывают на копирование древнего образца. Письмо ликов с зеленоватым санкирем и яркой подрумянкой, а также сопоставление сочного малинового бакана и зеленого тона в одеждах позволяют предположить, что иконописец иеромонах Геннадий учился у костромских мастеров.

Литература