Наверх (Ctrl ↑)

Избранные святые в молении перед иконой Богоматери Знамение

(ярославские чудотворцы князья Феодор, Давид, Константин, Василий и Константин, и преподобный Александр Свирский)

Избранные святые в молении перед иконой Богоматери Знамение
Изображения с более высоким разрешением:

Конец XVII — начало XVIII вв.

110.8 × 52 см

Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-1403

См. в «Галерее»:

 Похвала Богоматери 2003 

Происхождение не установлено. Поступила в музей в 1970 г.
Реставрировалась в 2002 г. А. Н. Клячиной.

Иконы с изображениями святых в молитвенном предстоянии Христу или Богоматери получили широкое распространение в русском искусстве второй половины XVI — XVII века. В верхней части ярославской иконы представлена Богоматерь в типе «Знамение», восходящем к чтимым богородичным иконам Влахернского храма в Константинополе. Название «Знамение» (знак, чудо) — русского происхождения. Оно связано с чудом от иконы Богоматери, которая в 1170 году спасла Новгород от осаждавших его суздальцев и впоследствии стала одной из главных святынь города (празднование 27 ноября / 10 декабря). Икона «Богоматерь Знамение» почиталась во многих купеческих семьях Ярославля, имевших новгородское происхождение.

Образ Богоматери с Младенцем Христом в круглой славе на груди прославляет Богородицу как орудие Боговоплощения. Изображение херувимов по сторонам Марии соответствует словам церковных песнопений о Богоматери, «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим», которая «без истления» родила Бога Слово.

В молении перед чудотворным образом Богоматери Знамение представлен сонм святых, особо чтимых в волжском городе. Слева изображен благоверный князь Феодор с сыновьями Давидом и Константином, а справа — князья Василий и Константин и преподобный Александр Свирский.

Князья Феодор (около 1240–1299), Давид (1280-е–1321) и Константин (конец XIII — начало XIV века) — первые ярославские святые, канонизированные в 1463 году в связи с обретением их мощей (дни памяти 5/18 марта, 19 сентября / 2 октября). Мощи благоверных князей Феодора, Давида и Константина являлись святыней ярославского Спасского монастыря и прославились многочисленными чудесами исцелений. Братья Василий и Константин правили в Ярославле в середине XIII века, в тяжелые годы ордынского нашествия (князь Константин погиб в битве с татарами). Мощи князей были обретены в 1501 году и находились в ярославском Успенском соборе (день памяти 3/16 июля).

Среди предстоящих иконе святых выделяется преподобный Александр Свирский (1448–1533), новгородец по происхождению, прославившийся пустынножительством и основанием монастыря на реке Свирь. Мощи преподобного Александра были обретены в 1641 году (день памяти 30 августа / 12 сентября). Возможно, преподобный Александр Свирский был святым, соименным заказчику иконы. Кроме того, включение в число предстоящих преподобного-новгородца и прославление в иконе другой новгородской святыни — образа «Богоматерь Знамение» — могло свидетельствовать о новгородском происхождении заказчика.

Поставленные вплотную друг к другу фигуры святых, скорбно-просветленное выражение их ликов, единообразие обращенных к иконе жестов подчеркивают идею совместной молитвы русских чудотворцев и действенности их заступничества. Тонкая сплавленная живопись выдает руку иконописца, знакомого с искусством мастеров Оружейной палаты.

Литература