© Кузнецова О. Б., 2003
© Федорчук А. В., 2003
© Ярославский художественный музей, 2003
© Издательство «Северный паломник», 2003
© Обух С. В., фотографии, 2003
Школа или худ. центр: Палех
XIX в.
Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-1742; КП-10325
См. в «Галерее»:
Происхождение не установлено. Поступила в музей в 1988 г.
Реставрировалась в 2002 г. Т. Л. Шабановой.
Успение Богоматери — двунадесятый праздник, отмечаемый Церковью 15/28 августа. Иконография Успения сложилась на основе апокрифических источников, в частности, «Слова Иоанна Богослова на Успение Богородицы» и «Слова Иоанна Солунского», а также текстов службы праздника.
В центре иконы изображен Христос с душой Богоматери на покровенной руке. Он благословляет лежащее на погребальном ложе тело Марии. Христу предстоят святители Дионисий Ареопагит и Иерофей Афинский (по надписи — Ерофей), жены и девы иерусалимские. Ложе Богоматери окружают апостолы. К смертному одру припадает святитель Иаков брат Божий с кацеей (ручной кадильницей) в руке. Кацея святителя Иакова и кадило в руке апостола Петра и напоминают о том, что в проложных чтениях на Успение Богоматерь названа «стеблем дыма, кадимым Господу», а в одном из тропарей — «кадильницей златой божественного угля».
Интересной иконографической особенностью публикуемой иконы является покрывало, до пояса прикрывающее тело Богоматери. В изображениях Успения эта деталь известна со второй половины XVII столетия. Обычно смертный покров изображался однотонным. На иконе из Ярославля покрывало украшено голгофским крестом и ярким растительным орнаментом с розанами. Оно становится одним из зрительных акцентов всей композиции, напоминая о том, что в Акафисте Успению Богоматерь воспевается как «крин неувядаемый, процветший бессмертие» (икос 5), «живоносного сада отрасль, цвет прекрасный, процветший нам небесное веселие».
Икона «Успение» составляет пару с иконой «Благовещение» (кат. № 24). По-видимому, оба памятника входили в состав одного праздничного ряда. Как и «Благовещение», «Успение», вероятно, было написано палехским мастером.