Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Одигитрия

Богоматерь Одигитрия
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Дионисий
Школа или худ. центр: Москва

1482 г.

135 × 111 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12799

Происходит из Вознесенского собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле, заложенного в 1407 году вдовой Дмитрия Донского Евдокией. Некоторое время находилась в Синодальной библиотеке. После 1917 года была передена в ГИМ, откуда поступила в ГТГ в 1930 году.

Иконография Одигитрии Вознесенского монастыря обнаруживает наибольшее сходство с двумя мозаичными иконами первой половины XIII века — из Национальной галереи в Палермо и из софийского Национального археологического музея.

Особенность данной иконы — изображения поясных архангелов в верхних углах. Э. К. Гусева предполагает, что эти детали восходят к одному из константинопольских списков Одигитрии, стоявших в монастыре Одигон [Дионисий 2002]. В русских иконах также встречаются подобные изображения: в иконе XV века из Троице-Сергиева монастыря (ГТГ); в иконе XV века из Ростова; в иконе XVI века из собрания П. Д. Корина; иконе XVI века из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР).

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 330
¦
274. Богоматерь Одигитрия.

1482 год1. Дионисий.

1 Датируется так по данным Софийской второй летописи (в кн.: ПСРЛ, т. 6, Спб., 1853): «В лето 6990 [1482] сгоре икона Одигитрие на Москве во церкви каменой святаго Възнесения, чюдная святая Богородица гречьского писма, в ту меру сделана, якоже в Цареграде чюдная, еже исходит во вторник да в среду на море; толико образ той сгоре да кузнь, а доска ся остала; и написа Денисей иконник на той же дъске в той же образ».

Величественная фигура Богоматери представлена несколько ниже пояса. Обратясь слегка вправо, она держит на левой руке чуть откинувшегося назад изящного младенца, опершего о свое колено белый свиток. Ноги младенца повернуты влево, что придает завершенность и устойчивость монументальной композиции. В верхних углах поясные архангелы Михаил и Гавриил, склоняющиеся с покрытыми гиматием руками. Коричневый мафорий с. 330
с. 331
¦
Богоматери глубокого шоколадного оттенка, зарукавье и чепец темного изумрудного цвета, одежды младенца охряные, сияющие золотом ассиста. Вохрение золотистой охрой, плавью по оливковому санкирю, без движек (не сохранились?). Фон светлый, зеленовато-голубой, с полями более интенсивного оттенка. Надписи темно-зеленые (слева, над плечом Богоматери — Одигитрия). На утратах фона и полей — заделки новым левкасом.

Доска более древняя, липовая с ковчегом. Оборот доски обработан под живопись, имеет ковчег, паволоку и левкас. Шпонки сосновые, врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 135 × 111.

Происходит из собора Вознесения Вознесенского монастыря в Московском Кремле, заложенного в 1407 году вдовой Дмитрия Донского Евдокией на месте его княжей палаты. Затем икона находилась в Синодальной (бывш. Патриаршей) библиотеке.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [12799] с. 331
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 369 
¦
115. Дионисий. Богоматерь Одигитрия

1482 год. 135×111. Третьяковская галерея, Москва [12799].

Из собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле, заложенного в 1407 году вдовой Дмитрия Донского Евдокией. Сохранность относительно хорошая. Имеются смытости верхнего красочного слоя (особенно на ногах Христа, на левой руке Богоматери и на лицах и одеждах ангелов). Фон светлый, зеленовато-голубого цвета, с полями более интенсивного оттенка. На фоне и на полях небольшие вставки нового левкаса. Среди греческих икон наиболее точно воспроизводят скопированный Дионисием константинопольский прототип иконы Богоматери Душеспасительницы в Народном музее в Охриде (Frühe Ikonen, Taf. 159) и Богоматери Одигитрии в монастыре св. Екатерины на Синае (Sotiriou G. et M. Icones du Mont Sinaï, vol. I, fig. 226).  с. 369 
  
¦

Детали


A Левый ангел

B Правый ангел

Литература