Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Одигитрия

Богоматерь Одигитрия
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Дионисий и мастерская
Школа или худ. центр: Москва

1502 г.

142 × 106 × 3.5 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ-3095

Происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Представленный вариант изображения Богоматери Одигитрии в XVII веке получил название Седмиезерной по чудотворной иконе, хранившейся в Седмиезерной пустыни близ Казани. Тем не менее до XVII столетия подобные изображения довольно часто встречаются в русской иконописи (примеры: одна из софийских таблеток; икона конца XV — начала XVI веков из Покровского монастыря в Суздале (ГРМ, ДРЖ-987); икона XVI в. из церкви Иоанна Предтечи в Переславле-Залесском (ПЗИХМЗ) — среди них икона из Переславля является видимо одной из самых ранних реплик дионисиевского произведения, повторяя в деталях его иконографию).

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Русские монастыри 1997 

Богоматерь Одигитрия.
Из местного ряда.
Около 1502–1503. Дионисий и мастерская.
Дерево, три доски, две врезные встречные шпонки, паволока, левкас, темпера. 142 × 106 × 3,5.
Пост. в 1962 из Кирилловского музея.
ДРЖ-3095.
Раскрыта в ГРМ (1963–1965, Н. В. Перцев).

В местном ряду Рождественского собора Ферапонтова монастыря, первоначально состоявшем из четырех икон, образу Богоматери Одигитрии отводилась исключительно важная роль. Особым идейным замыслом были обусловлены монументальность иконы, ее необычное иконографическое решение. В облике младенца — его нарочито укрупненной, не по-детски вытянутой фигуре, в широком жесте отведенной в сторону благословляющей десницы — переданы черты Царя, Владыки. Необычны обильно затканные золотом одежды Богоматери и характерный жест ее правой руки, с вертикально поднятой кистью, развернутой ладонью на зрителя. В XVIII–XIX веках иконы подобной иконографии получили на Руси наименование «Богоматерь Седмиезерская» — от названия чудотворной иконы, хранившейся в Седмиезерской Богородицкой пустыни под Казанью. Икона мастерской Дионисия — один из ранних образцов подобной иконографии, своеобразие которой находит объяснение в традиции восприятия храмового пространства как Царствия Божия на земле. (Н. Пивоварова)

 Лазарев 2000/1 

  
 с. 371 
¦
125. Дионисий. Богоматерь Одигитрия

1502 год. 141×106. Русский музей, Ленинград [3095].

Из местного ряда иконостаса собора Рождества Богоматери в Ферапонтовой монастыре. Сохранность хорошая. Две глубокие вертикальные трещины. Вставки нового грунта на нимбах. Золото фона сильно потерто. Сквозь тонкий красочный слой на лице отчетливо просматривается предварительный рисунок. После иконы «Богоматерь Одигитрия» от 1482 года — наиболее бесспорное произведение Дионисия.  с. 371 
  
¦

Детали


A Лик Богоматери

Литература