Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Свенская с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими

Богоматерь Свенская с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Киев (?)

Последняя четверть XIII в. (около 1288 года?)

67 × 42 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12723

Происходит из Успенского Свенского монастыря на реке Свине близ Брянска.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 76 
¦
12. Богоматерь Печерская (Свенская).

Около 1288 года. Киевская школа1.

1 Сказание об иконе Богоматери Печерской (Свенской) находилось в рукописи Свенского монастыря и в древнем «списке с иконы» с изображениями в клеймах, представляющими ее «чудеса» и «явления». В рукописи говорится о принесении в 1288 г., по просьбе ослепшего брянского князя Романа (сына Михаила Черниговского), иконы Печерской Богоматери из Киево-Печерской лавры на место, находящееся «в пяти поприщах от града» Брянска, и о построении собора Свенского монастыря «чудесно» прозревшим князем (Иерофей, архим., Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии, М., 1866, стр. 2). Икона по стилю относится к концу XIII в. и, может быть, является списком, исполненным в Киеве с одной из недошедших до нас древних печерских икон.

Богоматери с сидящим на ее коленях Младенцем предстоят помещенные по сторонам трона Феодосий и Антоний. Фигура Богоматери укороченная (так передается ракурс, обусловленный высотой трона). Младенец выпрямлен, голова его приподнята, руки с вытянутыми вверх указательным и средним пальцами распростерты. Мать обеими руками поддерживает сына. Ноги ее покоятся на высоком подножии трона, опирающемся на двухъярусную аркатуру (от нижнего яруса уцелели лишь фрагменты). По сторонам красной, украшенной золотом подушки трона помещены высокие, вытянутых пропорций фигуры преподобных. Слева стоит с непокрытой головой темноволосый Феодосий (сохранились фрагменты киноварной колончатой надписи «оаг преп Фе…»), справа — Антоний в куколе (от колончатой надписи уцелели лишь следы). Они изображены в мантиях, скрепленных на груди золотыми застежками. Параманды2 преподобных орнаментированы крестами и полосами. В руках святых — длинные развернутые свитки с плохо читаемыми черными надписями. Вохрение сильно разбеленной охрой с подрумянкой по оливковому санкирю. Головы предстоящих, по-видимому, с портретными чертами. Краски одежд — красновато-коричневые, коричневые, синие, голубые, красные желтоватого оттенка. Плотные широкие голубые пробела наложены по голубому и синеватому фону. На коричневых одеждах толстые темные описи складок. Фон золотой, позем светло-зеленый, поля коричневые. Позднейшие вставки в верхней части головы Младенца, в правой части фигуры Антония, внизу, по лузге и на полях.

2 Параманд (греч. παραμάντνας — поверх мантии, прибавление к мантии) — четырехугольный плат с изображением креста, носимый монахами поверх рубашки на груди. Шнуры, пришитые к углам параманда, надеваются на плечи и стягивают монашеские одежды (К. Никольский, Пособие к изучению устава богослужения православной церкви, Спб., 1907, стр. 746). В древности, кроме параманда, носимого под рясой, был еще другой параманд — нарядный или служебный, надевавшийся поверх рясы (Е. Голубинский, История русской церкви, т. II, 1-я половина, М., 1900, стр. 236, примеч. 2). Этот параманд и изображается на иконах. У схимников, имеющих на голове островерхий куколь (в отличие от облегающего голову округлого клобука), параманд называется аналавом (К. Никольский, Ук. соч., стр. 751).

Доска липовая, надставлена сверху и снизу по спиленным полям. Шпонки врезные, встречные. Паволока белого цвета, левкас, яичная темпера. 67×42. В 1925 году вывезена Н. Н. Померанцевым из Успенского Свенского монастыря на реке Свине, близ Брянска.

Раскрыта до 1927 года в ЦГРМ Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым.

Поступила из ЦГРМ в 1930 году. [12723]  с. 76 
  
¦

 Лазарев 2000/1 

  
 с. 169 
¦
28. Богоматерь Свенская с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими

Около 1288 года. 67×42. Третьяковская галерея, Москва [12723].

Из Успенского Свенского монастыря близ Брянска. Сохранность посредственная. Много потертостей верхнего красочного слоя. Вставки нового левкаса в верхней части головы младенца, в правой части фигуры Антония, в верхнем правом углу, внизу и на полях. Снизу и сверху, где спилены поля, доска имеет надставки. В 1330 (?) году икона получила драгоценный оклад, обогащенный в 1588 году Иваном Грозным. Невысокое качество иконы и ее особняком стоящий стиль не позволяют твердо приписывать икону киевской школе. Возможно, что мы имеем здесь копию с копии, выполненную уже в Свенском монастыре. Утраченная икона Печерской Богоматери пользовалась на Руси широкой известностью, о чем свидетельствуют ее многочисленные воспроизведения на иконах позднейшего времени.  с. 169 
  
¦

Детали


A Преподобный Феодосий Печерский

B Преподобный Антоний Печерский

Литература