Наверх (Ctrl ↑)

Покров Богоматери

Покров Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Новгород

Начало XV в.

74 × 50 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12009

Из собрания И. С. Остроухова.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 101 
¦
38. Покров1.

1 Легенда о Покрове (заступничестве) Богоматери восходит к X в., ко времени вторжения сарацин в пределы греческой империи. В ней рассказывается об Андрее Юродивом и его ученике Епифании, которые, молясь в константинопольском Влахернском храме, увидели Богоматерь в окружении ангелов и святых, стоящую на воздухе. Она, молясь о мире, держала над присутствующими в храме покров (Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. II, Пг., 1915, стр. 56–62, 93–102; Н. П. Кондаков, Русская икона, т. III. Текст, ч. I, Прага, 1931, стр. 152–153).
Иконография Покрова, по предположению большинства исследователей была создана на Руси. Древнейшая композиция Покрова находится в клейме на западных вратах (1227–1233) Рождественского собора г. Суздаля. Скульптурный фрагмент Покрова той же иконографии сохранился на стенах Георгиевского собора в Юрьеве Польском (1230–1234). Полная иконографическая схема Покрова складывается в XIV в. С XIV в. известны два иконографических перевода Покрова, которые можно определить как новгородский и ростово-суздальский. В новгородских композициях Богоматерь изображается на фоне внутренней стены алтаря с поднятыми вверх руками. Над ее головой ангелы держат киноварный покров. По сторонам — ангелы, святители. Внизу — закрытые царские врата, около них Андрей Юродивый, его ученик по имени Епифаннй, апостолы, мученики.
Наиболее раннее изображение Покрова новгородского иконографического перевода находится в фресковых росписях 1313 г. Снетогорского монастыря в Пскове. Здесь покров распростерт над Богоматерью (см. В. Н. Лазарев, Снетогорские росписи. Сообщение Института истории искусств, 8, М., 1957, стр. 88 и 110).
Древнейшая новгородская икона Покрова написана, вероятнее всего, около 1335 г. для Новгородского Зверина монастыря (В. К. Лаурина, Станковая живопись Новгорода XIII–XIV вв. Диссертация 1954 г. Фонд диссертаций ГБИЛ).
По ростово-суздальскому переводу, в дальнейшем и московскому, Богоматерь изображается на фоне храма. Покров она держит в руках. Кроме фигур апостолов, мучеников, святителей — Андрея Юродивого и Епифания, здесь изображается стоящим на амвоне Роман Сладкопевец — автор ряда песнопений, посвященных Богоматери. Древнейшая из сохранившихся икон ростово-суздальской школы относится к 1360-м годам (см. № 171). В иконописном подлиннике приводится композиция «Покрова», сложившаяся в XVI–XVII веках (Сводный иконописный подлинник XVIII века. По списку Г. Филимонова, М., 1874, стр. 162).
Общая литература: Н. В. Покровский, Сийский иконописный подлинник, вып. II, ОЛДП, 1896, стр. 82–92; Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. II, Пг., 1915, стр. 56–62, 93–102; Н. Сычев, Древнехранилище русского музея имп. Александра III. — «Старые годы», 1916, январь — февраль, стр. 22–25; Н. П. Кондаков, Русская икона, т. III. Текст, ч. I, Прага, 1931, стр. 152–154; Е. С. Медведева, Этюды о Суздальских вратах. Покров. Диссертация. Архив Института истории искусства АН СССР, 1947, стр. 268.

Конец XIV — начало XV века. Новгородская школа.

Храм представлен в виде трех высоких арок с пятью главами над ними. В центре композиции Богоматерь Оранта на красном облаке. Над ней киноварный покров, поддерживаемый двумя летящими ангелами, и благословляющий Спас (поясной). По сторонам Богоматери изображены три святителя и два ангела. Внизу закрытые царские врата, около которых стоят: Андрей Юродивый, Епифаний, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, апостолы Петр и Павел и два мученика, вероятно, Георгий и Дмитрий Солунский.

Вохрение светлое по оливковому санкирю. Красочная гамма — яркая киноварь, голубец, светлая охра, зелень, белила. Фон цвета слоновой кости. Слева от Богоматери киноварная надпись: «Андрее каже Епифану святю богородицю молясе захрестени на воздуси».

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 74×50.

Собр. И. С. Остроухова.

Поступила в 1929 году из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова. [12009]  с. 101 
  
¦

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 231
¦
19. Покров
(стр. 101–102, 148–149; илл. стр. 431)
ГТГ, инв. 12009.
Середина — вторая половина XV в.
74 × 51.

Происхождение. Из собрания И. С. Остроухова. Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.

Раскрыта до 1914 г. (издана П. П. Муратовым [1914] в раскрытом виде).

Доска липовая, из двух частей, с двумя встречными несквозными шпонками. Ковчег. Паволока не просматривается.

Сохранность. В местах утрат имеются тщательно исполненные реставрационные вставки, тонированные под живопись оригинала (вдоль трещины доски — правая часть царских врат, фигур Богоматери и Христа, участок вверху). Поновлены многие описи прядей волос, местами — черты ликов, вдоль описей складок кое-где обильно оставлена старая олифа. Многочисленные мелкие тонировки. На полях грубые нетонированные вставки. (Консультация Е. А. Малкиной.)

Описание.

Тройная аркада храма (коричневая, с белой «мраморировкой» и красной кровлей) увенчана пятью выстроенными в ряд куполами на постаментах. Внутри храма в нижней зоне по сторонам желтых царских врат слева — Иоанн Предтеча со свитком (текст черной краской: ПРИД // ЕТЕ // ПОК // АТЕС), Иоанн Богослов, апостол Петр и еще две фигуры (вероятно, апостолы), справа — Андрей Юродивый, Епифаний и два мученика (по типу — Георгий и Димитрий). В средней зоне, по сторонам фигуры Богоматери в позе Оранты, слева за престолом три святителя (по типу — Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий), справа за преградой два ангела. Вверху красный покров, несомый архангелами, над ним поясное изображение Христа, благословляющего обеими руками.

Лики яйцевидные, стандартного типа, написаны желтой охрой по коричневому санкирю. Одежды ярких контрастных оттенков: красные, зеленые, желтые, вишневые; их рисунок упрощен, складки очерчены широкими темными контурами.

Фон цвета слоновой кости, нимбы золотые.

На фоне киноварные надписи.

Вверху:

У фигуры Богоматери: , справа на вставке: . Справа от Богоматери и около групп фигур:

Основной текст, помещенный на иконе, является кратким, по-новгородски лаконичным изложением сюжета «Покрова»: Андрей (Юродивый) показывает своему ученику Епифанию святую Богородицу, молящуюся за христиан «на воздуси».

Иконография.

Иконографический извод традиционен для новгородского искусства: симметричная трехчастная композиция на фоне пятиглавого храма «в разрезе», внизу врата, ангелы держат покров над Богоматерью. См. кат. № 9, 10.

Датировка и атрибуция.

В первых публикациях и упоминаниях авторы, характеризуя на примере этой иконы художественные особенности новгородской иконописи, относят памятник к XIV в. (П. П. Муратов [1914], Н. Н. Пунин [1914]). Н. П. Кондаков ([1931], III) датировал его XV в., В. Н. Лазарев, много писавший о «Покрове», определял его как произведение начала XV в. ([1947], [1954], [1972]), а в одной из работ — как памятник рубежа XIV–XV вв. [1969]. Эта же датировка — у В. И. Антоновой и Н. Е. Мневой [1963]. В. К. Лаурина, сначала относившая «Покров» по традиции к концу XIV — началу XV в. [1964], впоследствии определила время создания «Покрова» как первую половину XV в. (каталог выставки «Живопись древнего Новгорода и его земель» [1974]). Дальнейшее изучение новгородских произведений первой половины XV в. побуждает к тому, чтобы считать икону еще более поздней. Упрощенная иконографическая схема, плоскостная композиция, стандартность типов свойственны произведениям середины — второй половины столетия.

Выставки.

Литература.

с. 231
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 241 
¦
46. Покров Богоматери

Начало XV века. 74×50. Третьяковская галерея, Москва [12009].

Из собрания И. С. Остроухова. Сохранность хорошая. Отдельные вставки нового левкаса на полях. Фон цвета слоновой кости. Эта же, характерная для Новгорода, иконографическая редакция встречается на иконе Покрова из Зверина монастыря, на фрагменте иконы Покрова из собрания А. И. Анисимова (Лаурина В. К. Две иконы новгородского Зверина монастыря, с. 118), на иконе Покрова из собрания А. В. Морозова в   с. 241 
 с. 242 
¦
Третьяковской галерее (Wulff O. und Alpatoff M. Denkmäler der Ikonenmalerei. Hellerau bei Dresden, 1925, Abb. 63, S. 154) и на иконах «северных писем» в частном собрании в Осло (Kjellin H. Ryska ikoner i svensk och norsk ägo, S. 100, Taf. 32), в Музее изобразительных искусств в Петрозаводске (Ямщиков С. Живопись древней Карелии. Петрозаводск, 1966, № 1) и в Русском музее (Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI веков, рис. 24).  с. 242 
  
¦

Детали


A Ангел и три святителя

Литература