Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Владимирская

Богоматерь Владимирская
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа Дионисия
Школа или худ. центр: Москва

1514 г. (?)

107.5 × 69 см

Успенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. 3230; Ж-313

Оборот — Престол с Орудиями Страстей.

См. в «Галерее»:

 Царство и Царствие 2002 

11. БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ, С ПРАЗДНИКАМИ
Около 1514 года
оборот — Престол с орудиями страстей, XVII в.?
107,5 × 69,5
Государственный музей-заповедник «Московский Кремль»

Икона «Богоматерь Владимирская с праздниками и избранными святыми» издавна хранилась в Успенском соборе Московского Кремля — в киоте у амвона, а затем — в Петропавловском приделе. На серебряном окладе иконы, не дошедшем до наших дней, была надпись, связывавшая ее создание с именем митрополита Симона (1496–1511) — надпись упоминается в самой ранней из сохранившихся описей собора (начало XVII века). Однако икона могла быть создана и несколько позже — при преемнике Симона, митрополите Варлааме. Известно, что по повелению Варлаама древняя чудотворная икона «Богоматери Владимирской», находившаяся с 1480 года в Успенском соборе Московского Кремля, в 1514 году была поновлена и помещена в специально изготовленный серебряный киот. Изображение в среднике «Богоматери Владимирской» из Успенского собора в точности повторяет композиционную схему византийской чудотворной иконы, появившуюся после реставрации 1411 года — левая рука Богоматери выше, чем правая, и касается правой руки младенца. Икона 1514 года воспроизводит также золотой оклад древней «Владимирской», исполненный по заказу митрополита Фотия в 1420-е годы. При этом расположение сцен на иконе 1514 года соответствует последовательности евангельских событий и первоначальному расположению сцен на окладе, тогда как на самом окладе золотые пластины переставлены при поздней чинке. Между сценами на полях помещены фигуры святителей (святых епископов) византийских и русских, которые отсутствовали на фотиевском окладе. В сочетании с двунадесятыми праздниками эти изображения усиливают тему литургического прославления чудотворной иконы.

Состав клейм: 1) Благовещение; 2) Василий Великий; 3) Рождество Христово; 4) Иоанн Златоуст; 5) Сретение: 6) Григорий Богослов; 7) Крещение; 8) Афанасий Александрийский (?); 9) Кирилл Александрийский; 10) Воскрешение Лазаря; 11) Вход в Иерусалим; 12) Неизвестный святитель; 13) Неизвестный святитель; 14) Преображение; 15) Распятие; 16) Неизвестный святитель; 17) Леонтий Ростовский; 18) Сошествие во ад; 19) Митрополит Петр; 20) Вознесение; 21) Николай Мирликийский; 22) Сошествие Св. Духа; 23) Митрополит Алексий; 24) Успение.

    Клейма

  1. Благовещение
  2. Василий Великий
  3. Рождество Христово
  4. Иоанн Златоуст
  5. Сретение
  6. Григорий Богослов
  7. Крещение
  8. Афанасий Александрийский (?)
  9. Кирилл Александрийский
  10. Воскрешение Лазаря
  11. Вход в Иерусалим
  12. Неизвестный святитель
  13. Неизвестный святитель
  14. Преображение
  15. Распятие
  16. Неизвестный святитель
  17. Леонтий Ростовский
  18. Сошествие во ад
  19. Митрополит Петр
  20. Вознесение
  21. Николай Мирликийский
  22. Сошествие Св. Духа
  23. Митрополит Алексий
  24. Успение

Литература