Наверх (Ctrl ↑)

Сергий и Вакх

Сергий и Вакх
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Синай; Константинополь

VII в.

Энкаустика по левкасу на дереве (сикомора)
28.5 × 42 × 0.6 см

Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев, Украина
Инв. МХ-111 ЖК

См. в «Галерее»:

 К истокам 2009 

Святые Сергий и Вакх

Константинопольский мастер (?), VII век.
Киев, Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко.
Из монастыря Св. Екатерины на Синае.
Энкаустика, доска; 28,5 × 42 см.

Это одна из четырех синайских икон, написанных в технике энкаустики, привезенных в середине XIX века архимандритом Порфирием Успенским. С 1940 года она находится в киевском Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко. Из-за длинной горизонтальной трещины пострадали глаза святого слева и нижняя часть лица святого справа, которые были переписаны вместе с некоторыми деталями одежд в XVII веке.

Перед нами поясные изображения святых, облаченных в коричневые хитоны и белые хламиды, на шеях у них — тяжелые золотые ожерелья с негранеными драгоценными камнями, характерными атрибутами святых воинов Сергия и Вакха. Их имена читаются также в поздних надписях в верхних углах иконы. Служившие в личной охране императора Максимина Дайи (309–313), они отказались принести жертвоприношения языческим богам и подверглись мученической казни, о чем напоминают кресты в правой руке каждого святого. Очень бледные по тону лики обрамлены темными, спускающимися на лоб завитками, широко раскрытые, лишенные эмоциональности глаза устремлены на зрителя. Головы окружены ровно выписанными нимбами. Между ними помещен медальон с ликом Христа, изображенного с длинными волосами и острой бородой. По мнению Ханса Бельтинга, это ссылка на конкретную икону Спасителя.

Стилистика иконы выдержана в духе отстраненности, передаваемой благодаря фронтальному и симметричному относительно друг друга расположению святых и сосредоточенностью взглядов, устремленных вдаль. Однако, несмотря на общность типологии святых и иератизм их образов как знак духовного единства, художник сумел ввести и тонкие различия между ними, смягчившие строгость композиции и наметившие некоторые психологические нюансы: Сергий и Вакх слегка повернуты друг к другу, фигура Вакха плотнее, тело Сергия — более изнуренное и аскетичное. Сравнение с мозаиками храма св. Димитрия в Фессалониках позволяет датировать икону VII веком. Стилистическая и техническая близость ее к другим синайским образцам подсказывает, что создана она скорее в Константинополе, чем в Сирии, где пострадали святые. Культ Сергия и Вакха был столь же популярен в столице, как и на всем византийском Востоке.

Кьяра Бордино

Детали


A Святой Сергий

Литература