Изображение воспроизводится по изданию:
Лелекова О. В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. В 2-х томах.
М.: Индрик, 2011.
Изображения с более высоким разрешением:
Ок. 1497 г.
Поступила в 1922 году из Кирилло-Белозерского монастыря.
См. в «Галерее»:
Омовение ног.
Из праздничного чина. 1497. Москва.
Дерево, две доски, две встречные врезные шпонки, левкас, паволока, темпера. 84.5 × 67.2 × 2.3.
Пост. в 1922 из Кирилло-Белозерского монастыря.
ДРЖ-2364.
Раскрыта в ГРМ (1969–1970, И. П. Ярославцев).
Сюжет иконы связан с евангельским рассказом о тайной вечере (Ин. 13:4–12). По Евангелию, прежде чем приступить к пасхальной трапезе, Спаситель омыл ноги своим ученикам, дав им заповедь взаимной любви. В богослужебной практике чтение этого текста приходится на Великий Четверг. Поэтому икона с изображением омовения ног входит в число страстных праздничных образов. Тематически она непосредственно связана со следующей иконой праздничного ряда — «Тайной вечерей». Само событие имело глубокое символическое значение, поскольку в высоком служении Христа своим ученикам утверждались важнейшие христианские добродетели: смирение, кротость, любовь к ближнему, служение старшего младшим («больший должен быть слугою меньших»). Особое значение эти заповеди приобрели в монашеской среде, о них ежедневно напоминал братии в своих проповедях игумен монастыря, они были в центре внимания читавшихся в обителях сочинений христианских аскетов. В древности обряд омовения ног считался знаком особого гостеприимства, радушия хозяина. Как известно, одной из важнейших монашеских заповедей был обычай принимать в монастырях странников, паломников, нищих, поэтому «странноприимные дома», гостиницы были неотъемлемой частью монастырских комплексов. (И. Шалина)