Школа или худ. центр: Москва (?)
Вторая половина XVI в.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия
Инв. РБМ 11890
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:Происхождение неизвестно.
Поступила в музей до 1976 года.
Реставрировалась в 1992–1997 годах в Ярославском участке реставрации живописи и резьбы Т. А. Контылевой.
«Новый Моисей», появившийся на Синае, — так именуют в богослужебных Минеях преподобного Иоанна Лествичника (около 525 — 606 г.?). Житие, написанное его современником иноком Даниилом Раифским, небогато фактами. Согласно имеющимся в нем сведениям, в 16 лет преподобный Иоанн оставил мирскую жизнь и взошел «телом на Синайскую, а душою на небесную гору». Девятнадцать лет провел он в послушании у преподобного Мартирия, а после смерти учителя удалился в пустыню Фола у подножия Синая, где прожил 40 лет в неустанных подвигах. В 75 лет преподобный Иоанн стал игуменом Синайского монастыря. В это время, по просьбе игумена Раифской обители, преподобный написал книгу «Лествица райская». В ней описаны 30 ступеней восхождения по лестнице духовного совершенствования. Путь к Небесному Царству, по Иоанну, — это путь борьбы с собственными пороками и страстями и утверждения в добродетелях, который приводит подвижника к бесстрастию, воскресению души прежде общего воскресения и к истинной Любви. Символику числа «30» автор объясняет так: «Христос же, крестившись в тридесятное лето видимого возраста, получил тридесятную степень в духовной сей лествице; ибо любовь есть Бог». Завершается «Лествица» «Словом к пастырю», где рисуется облик совершенного«наставника словесных овец». «Лествица» преподобного Иоанна стала главным руководством для всех поколений восточнохристианского монашества. Она известна во множестве списков, существуют ее многочисленные толкования, переложения и переводы.
Память преподобного Иоанна Лествичника отмечается 30 марта / 12 апреля и в четвертое воскресенье Великого поста. Образ великого аскета — наставника монашествующих — и его знаменитое сочинение оставили глубокий след в культуре и искусстве Византии и Древней Руси.
Композиция в среднике иконы повторяет традиционную иконографическую схему, сложившуюся в византийском искусстве и известную по миниатюрам рукописей, храмовым росписям и некоторым иконам. Здесь изображена лествица, по которой иноки восходят в небесное царство, причем некоторые из них достигают цели, а другие срываются с нее в отверстую адскую пещеру. Напряжение «духовной битвы» усиливается колоритом: внизу бушует адское пламя, вверху ровно горит в алых оттенках одежд «огнь любви». Монахи поднимаются ввысь, им сопутствуют ангелы: один приносит венец иноку, почти достигшему конца лествицы, другой, улетая, прячет лик в длинных рукавах своего одеяния, точно скорбя о сорвавшихся в пропасть греха. Пасть ада поглощает гибнущих монахов. При всем колористическом богатстве в иконе отчетливо выделено главное цветовое противопоставление: сияющие белизной Небесное Царство, наполненное праведными, и храм, перед которым стоит преподобный Иоанн Лествичник с братией, торжествуют над гееннской «тьмой кромешной».
В русской иконописи символические изображения Лествицы преподобного Иоанна Лествичника встречаются достаточно редко. Ближайшей иконографической аналогией рыбинской иконе является изображение на фрагменте диаконских дверей середины XVI века из собрания Н. П. Лихачева (ныне в
1 Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1974. Илл. 185.
Средник иконы из Рыбинского музея окружен подробным циклом сцен из Жития преподобного Иоанна Лествичника, который крайне редко встречается в русском и в византийском искусстве. Начинается житийный цикл с прощания святого Иоанна и его брата Аркадия с родителями, отправляющими их в по морю «во учение любомудрию» в «Вирит град Финикийский». Спасшиеся во время кораблекрушения братья становятся монахами и подвизаются у одного и того же старца, не подозревая об этом. В четвертом клейме представлена сцена их встречи с родителями — Ксенофонтом и Марией, прибывшими в поисках сыновей в Иерусалим. Далее следуют предсказание Иоанну о будущем игуменстве на Синае, искушения и чудеса святого Иоанна, среди которых выделяется 10-е клеймо «Спасение ученика Моисея»: огромный валун, готовый сорваться, навис над уснувшим учеником, но прозорливый Иоанн, явившийся Моисею во сне, отвратил несчастье. В клеймах с 13 по 23 представлены аскетические подвигов отшельников, описанные в «Лествице». Прототипом этих изображений, вероятно, послужили росписи западной галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1547–1551), иллюстрирующие 5 ступень «Лествицы» (покаяние). Житийный цикл завершается погребением преподобного.
Композиционный строй иконы отмечен редкой монументальностью, что действительно роднит ее с фресковыми росписями. Однако не оставлены без внимания и детали изображенного. По уровню мастерства икона близка произведениям, вышедшим из кремлевских царских мастерских.
Вторая половина XVI века. Москва (?)
157 × 127 см. Дерево, темпера
Рыбинский музей-заповедник, инв. № РБ 11890
Происхождение неизвестно
Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 525–606) — синайский подвижник, автор «Лествицы духовной», самого авторитетного и известного аскетического сочинения, служащего руководством к духовному деланию для православного монашества. В возрасте 16 лет св. Иоанн пришел на Синай в Спасо-Преображенский монастырь, основанный на месте явления пророку Моисею Неопалимой Купины. Был в послушании у преподобного Мартирия Синайского, после смерти которого удалился в близлежащую долину Фола и 40 лет прожил в пещере в полном одиночестве. По возвращении в монастырь в возрасте 75 лет стал его игуменом и написал по просьбе настоятеля соседнего Раифского монастыря «Лествицу», над которой размышлял в годы отшельничества. Это сочинение состоит из 30 глав, последовательно описывающих восхождение человека от земного к небесному через аскезу. Память св. Иоанна отмечается дважды — 30 марта / 12 апреля и в четвертое воскресенье Великого поста.
Житие св. Иоанна Лествичника было описано его современником монахом Даниилом Раифским. Изображения святого с лествицей (лестницей), по которой восходят монахи ко Христу, в Византии известны с XI века. На Руси они появились в XV столетии. Житийные иконы святого представляют большую редкость.
Клейма:
10–11. Св. Иоанн спасает своего ученика Моисея
13–23. Сцены аскетических подвигов из «Лествицы» св. Иоанна Лествичника