Наверх (Ctrl ↑)

Праотец Ной

Из праотеческого ряда иконостаса

Праотец Ной
Изображения с более высоким разрешением:

Конец XVII — первая треть XVIII вв.

Дерево, темпера
43.9 × 26.8 см

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия
Инв. РБМ 4603

См. в «Галерее»:

 Хохлова 2005 

Происходит из церкви Молчанской Богоматери Югской Дорофеевой пустыни Рыбинского уезда.
Поступила в музей в 1925 году.
Реставрировалась в 1995–1997 годах в СПбХУ им. Н. К. Рериха С. Мартыновой и Ю. В. Соколовой.

Ной — (евр. — покой, успокоение) — десятый (последний) из допотопных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама, сын Ламеха и внук Мафусаила. Его жизнеописание содержится в ветхозаветной книге Бытия (Быт. V–IX). Ной «был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. VI, 9), и Бог предупредил его о грядушем потопе, ниспосланном человечеству за грехи. Устроив по велению Божиему ковчег, праотец ввел в него свое семейство и всех чистых и нечистых животных, птиц и гадов, населявших землю. После потопа, длившегося 365 дней, Ной принес Богу жертву и заключил с ним завет, получив благословение, некогда данное Адаму. В Новом Завете Ной назван «проповедником правды», а само спасение человечества в ковчеге прообразует спасение души через крещение (2 Петр. II, 5).

Икона из Рыбинского музея была написана для праотеческого ряда иконостаса. Праотец Ной, в соответствии с традиционной иконографией, изображен со свитком и с ковчегом в руках (надпись на свитке: «РЕЧЕНО // ВОЗНЕСЕ// НО НА // ВСЕПЛО//ДIЕ Т//ВОЯ»). Низ ковчега темный (осмоленный), сверху он прикрыт светлой конусовидной кровлей, на которой показано окошечко, что, в основных чертах, соответствует библейскому описанию. Лик праотца очень выразителен. По коричневому санкирю нанесено плотное желто-коричневое охрение с сильной разбелкой и активными красно-вишневыми описями. Широко раскрытые глаза с белильными линиями верхних век и выделенными «подочьями», крупный нос, широкая нижняя губа, глубокие морщины создают впечатляющий образ библейского старца. Живопись отличается своеобразной неброской декоративностью: белильная разделка волос, четкий шрифт надписи, розовый хитон с более темными притинками и светлыми пробелами, и даже сама композиция с непрерывной круглящейся линией плеча святого, рукава хитона и развернутого свитка образуют хорошо продуманный орнаментальный узор. Икона наглядно свидетельствует о том, каким высоким профессионализмом и художественным своеобразием могло отличаться искусство провинциальных мастеров.

Литература