- 1500 x 1919 пикс. [514 кб]
- 1400 x 1751 пикс. [847 кб]
(Подборка изображений икон издательства «Белый город»)
- детали (1)
Школа или худ. центр: Византия
Конец XIV в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 13014
Происходит из ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Икона, видимо, написана на Руси (сосновая доска), но несет черты палеологовского стиля в фигуре архангела и архитектурном фоне.
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:Конец XIV века. Московская школа.
Архангел, с как бы машущими крыльями, в развевающихся одеждах, протянул вперед руку, делая широкий стремительный шаг к склонившей маленькую голову Богоматери. Окутанная мафорием, она сидит на красной и зеленой подушках, лежащих на золотом престоле. Из-под мафория виднеется лишь кисть опущенной левой руки. Обутые в красные туфли ноги ее стоят на золотом подножии. Позади, за низкой стеной, опирающейся на маленькие арочки, высятся здания причудливых очертаний с синими покрытиями, изнутри украшенными золотыми кессонами. Контуры передних частей зданий обведены белыми линиями. Справа синий полукупол соединен красным велумом со стоящим посредине четырехгранным столбом, увенчанным зеленой капителью. Капители двух колонок выполнены в форме маскаронов. Над окном левого здания и на стене за спиной Богоматери — профильные головы в кругах. Вохрение плотной охрой, с подрумянкой, по оливковому санкирю, оставленному в тенях без вохрения. Краски одежд и палат: синяя (насыщенного глубокого тона), исчерна-коричневая, светло-коричневая (мягкого фиолетового оттенка), блеклая зелень, оливковый тон, звучная киноварь и золото. Пробела на одежде архангела сделаны жидкими и густыми белилами в два тона. Фон и поля золотые.
Доска сосновая, с одной наклонно врезанной шпонкой. Паволока с ромбовидным узором1, левкас, яичная темпера. 43 × 34.
1 Такого рода узоры с магическим значением известны на русских тканях еще в XII в. (см. «История культуры Древней Руси», т. II, М.–Л., 1951, стр. 402–405).
Происходит из Троице-Сергиевой лавры.
Раскрыта в 1919 году Е. И. Брягиным в отделении Комиссии при ЗИХМ.
Поступила из ЗИХМ в 1930 году. [13014]
9. БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Из Троице-Сергиевой лавры.
XIV в. 43 × 34.
Третьяковская галерея, Москва.
Икона, видимо, написана на Руси (сосновая доска). Черты палеологовского стиля в фигуре архангела и архитектурном фоне. Однако композиция более ритмична, чем в чисто византийских иконах. Национальность художника не поддается определению.
Лит.:
Икона, вероятнее всего, была привезена из Константинополя, на что указывают ее изящный рисунок, исключительно ритмичная композиция и изысканный колорит. Мало вероятно, что даже самый талантливый московский иконописец мог столь органично усвоить греческую лексику. Но на иконах такого качества, которые, несомненно, нередко встречались в XIV веке в Москве, было чему поучиться. И это лучше всех понял Рублев. Ср. греческие иконы XIV века в Народном музее в Охриде и в Галерее искусств в Скопле. Именно к этой группе памятников примыкает икона Благовещения из праздничного ряда Благовещенского собора.