Наверх (Ctrl ↑)

Воскресение — Сошествие во ад

Воскресение — Сошествие во ад
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Русский Север

Конец XVII в.

Паволока, левкас, яичная темпера. Доска липовая, шпонки врезные, встречные.
122 × 104 см

Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Антонова 1966 

Воскресение — Сошествие во ад.

Конец XVII века. Северные письма.

Средняя часть иконы, изображающая появление воскресшего Христа в аду, обрамлена сверху и с обеих сторон отдельными сценами-клеймами. Они придают каноническую достоверность апокрифам, лежащим в основе композиции. Слева вверху представлено «Распятие» с разверзшейся Голгофой, где пробудившихся от смерти праотцов освобождает от первородного греха крестная смерть Иисуса. Ниже помещены «Снятие со креста» и «Положение во гроб». Справа внизу написано «Воскресение», с вознесшим крест ангелом, отвалившим камень от гроба, который не устерегла объятая сном стража. Выше — «Явление ангела женам-мироносицам», над ним — «Явление апостолам умершего Христа после воскресения». В правом верхнем углу Благоразумный разбойник при помощи креста — орудия своей казни — убеждает отворить врата рая ограждающего их «меченосного» серафима. Левее Благоразумный разбойник третьим водворился в пустом еще раю. По обе его стороны представлены единственные до разбойника обитатели рая — Илья и Енох, живыми вознесенные на небо. В левом нижнем углу представлен сошедший во ад Христос, выводящий праотцов и пророков из пасти ада. Пророки подняли вверх развернутые свитки, в которых они предрекали появление Христа в аду. Вверху, над бездной, где ангелы поборают духов зла и из гробов встают праотцы, Христос в «славе» утвердился на попранных его крестною смертью вереях адовых. К его ногам преклонились в своих гробах Адам и Ева. Христос распростер руки, разрешая первородный грех. Вокруг него теснятся жаждущие рая пророки и мудрецы — «философове». Справа они направляются вверх, к «небесному Иерусалиму». Первым идет Моисей со скрижалью, а за ним спешит Ной с ковчегом. Слева вверху, рядом с «Распятием», представлены водворившиеся в раю Авраам, Исаак и Иаков с душами младенцев за пазухами, разрешенные Христом от первородного греха. Вверху посредине изображено Вознесение, завершающее толкование темы иконы.

Красочная гамма сочетает оранжевые и малиновые красноватые цвета с оттенками зеленого. Горки рудо-желтые в краснину, стены Иерусалимов земного (в «Распятии», «Снятии со креста» и «Положении во гроб») и небесного (вверху) — малиново-красные. Лещадки и узоры на стенах белильные. Фоны в верхних клеймах и «слава» Христа зеленые. Адская бездна исчерна-зеленая, врата рая перед разбойником светло-зеленые. Вохрение охряное, по оливковому санкирю. Надписи красные, нимбы и поля золотые, с киноварной опушкой.

С этой иконы началось собирание П. Д. Корина. Она куплена в 1922 году, с воза на Арбате.

Литература