Наверх (Ctrl ↑)

Воскресение — Сошествие во ад

Воскресение — Сошествие во ад
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва

Начало XVII в.

Доска липовая с ковчегом, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера.
31 × 27 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 21

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

Воскресение — Сошествие во ад.

Начало XVII века. Московская школа.

В композиции большое место уделено изображению борьбы ангелов с дьяволами. Христос, стоящий на скрещенных вратах ада, держит разорванный свиток с надписью «рукописание грех... на»1. Маленький крылатый дьявол пытается отнять свиток. Другие дьяволы падают вместе с вереями (столбами от врат) в черную бездну. В нижнем углу дьяволов связывают ангелы. Властитель ада Вельзевул — огромное красное чудище — подпирает плечом двери ада, пытаясь не пустить стучащихся ангелов. Толпа ветхозаветных праведников, стоящих за Христом, ожидает избавления. Некоторые из них, одетые в белые саваны, изображены выходящими из огненно-красной многоликой головы — «чрева ада», два припали к ноге Христа, Адам к руке. Композиция дополнена изображениями: рая, огороженного стеной с уступами, Воскресения, Жен Мироносиц и преклоненных на горках двух ангелов с Орудиями Страстей в руках. Фигуры невысокие, плотные. Пробелка одежд в тон. Вохрение коричневое с небольшими белильными бликами. Красочная гамма: светлая охра, киноварь, черный цвет и золото. Надписи плохо сохранившиеся — красные, белые и черные. Оклад серебряный, сканный, с мелким растительным узором, с синей, голубой и зеленой эмалью.

1 На создание композиции «Сошествие во ад» (с разорванным свитком в руках Христа) оказали влияние тексты песнопений — акафиста Богоматери (кондак 12) и тропаря. В акафисте Христос называется «решителем долгов древних раздравшим рукописание». В тропаре «Иже в шестый день же и час на кресте пригвожден… Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери» (Н. Покровский, Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских, Спб., 1892. стр. 414). На иконе Благовещения 1659 г., написанной художниками Яковом Казанцем, Симоном Ушаковым и Гавриилом Кондратьевым для церкви Троицы в Никитниках в Москве, в клейме с изображением 12 кондака, представляющего собой композицию «Воскресения и Сошествия во ад», Христос изображен также с разорванным свитком. На свитке надпись: «Адама грех рукописания». На второй половине свитка, находящегося в руках сатаны, надпись: «преступление». На разорванном свитке в иконе «Сошествия во ад», находившейся в Христорождественской церкви г. Ярославля, было написано: «Рукописание Адамле раздри, тем начала и власти тьмы разрушив и обличив» (Н. Покровский, ук. работа, стр. 405).

Собр. П. М. Третьякова, ранее Н. М. Постникова.

Поступила в 1890-х годах.

Литература