Наверх (Ctrl ↑)

Рождество Христово

Рождество Христово
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Новгород

Начало XV в.

52.5 × 42.5 см

Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва, Россия
Инв. 411

Находилась в собрании А. В. Щусева.

См. в «Галерее»:

 Антонова 1966 

4.* Рождество Христово.

Начало XV века. Новгородская школа.

Композиция проникнута тонким лиризмом. У изголовья алого ложа Богоматери сидит закутанный в бледно-зеленые одежды Иосиф. Он смотрит вниз, на опершегося на посох пастуха в сиреневой рубахе, запрокинувшего голову так, что видна лишь его круглая зеленая шапка1. Фигуру Богоматери обрисовывает изящная линия контура. Повернувшись к Иосифу и облокотясь, Мария смотрит, как и он, вниз; но взор ее направлен к левому нижнему углу, где помещена сцена купания младенца. Слева дева в алой тунике льет воду из кумгана в золотую купель, стоящую у темно-зеленого куста с красными ягодами. Баба в белом хитоне с белой повязкой на голове держит младенца на покрытых сиреневым гиматием коленах. В правом углу пастух, сидящий под зеленым с красными ягодами кустом, опершись о колено, протянул руку к приблизившейся к нему козе. Рядом с ним три таких козы сидят на земле, подвернув под себя ноги. Выше два пастуха в страхе внимают пению ангелов, представленных в темно-голубой полосе в верхней части иконы (плохо сохранились, уцелел лишь с. 30
с. 31
¦
черный контур, а передающие форму пробела утрачены). Справа от ложа Богоматери, в пещере, посреди легких розоватых горок стоят высокие ясли с запеленутым младенцем. Корова и лошадь (вол и осел) положили на край яслей свои головы. Слева, под голубым свитком неба, едут на вороном, белом и гнедом конях волхвы, указывающие на звезду. Краски светлые, прозрачные, вохрение розоватой охрой по оливковому санкирю с высветлением в виде пятен. На фоне, лузге и полях — следы плохо сохранившегося красноватого плотного золота фона. Следы красной опуши. Вставки нового левкаса в нижней части иконы и на полях; утраты левкаса до доски.

1 Ракурс волотовский: видна лишь спина и затылок под шапкой. Фреску со сценой Рождества в новгородской церкви Успения на Волотовом поле см. в кн.: В. Н. Лазарев, Феофан Грек и его школа, М., «Искусство», 1961, табл. 48а.

Паволока, левкас, яичная темпера. 52,5 × 42,5.

Доска лиственничная (?), шпонка одна, врезная, сквозная.

Находилась в собрании А. В. Щусева.

Из-под доделок П. И. Юкина, реставрировавшего икону для прежнего владельца, первоначальную живопись освобождал сам П. Д. Корин.

БИБЛИОГРАФИЯ


Детали


A Фрагмент А

Литература