Наверх (Ctrl ↑)

Никола Зарайский, с житием

Никола Зарайский, с житием
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Киев; Средняя Русь

Начало XIV в.

115 × 78 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 21440

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 78 
¦
13. Никола Зарайский, с житием1.

1 Иконографический тип Николы Зарайского, или Заразского, сохранившийся на древнейшей, согласно легенде, иконе представляет Николу в рост, в епископском облачении, держащим Евангелие в левой руке и благословляющим правой. Средник обрамлен житием в 14 клеймах. Икона находится в Никольском соборе г. Зарайска (размер 134×90 см.; «Чудотворный образ… Николая Зарайского», Рязань, 1892). По сведениям Е. И. Брягина, на древней доске сохранилась живопись XVI в., но изображения Николы Зарайского встречаются еще в XIII в. (см., например, № 164 [инв. ДР-46]).

В XIII в. возникла «Повесть о Николе Зарайском», рассказывающая о происхождении иконы (А. С. Орлов, Героические темы древней русской литературы, М.—Л., 1945, стр. 107–112, а также В. Л. Комарович, К литературной истории повести о Николе Зарайском. — В кн.: «Труды отдела древнерусской литературы Института литературы АН СССР», V, М., 1947, стр. 57–72). По этой повести, корсунская икона Николы в 1228 г. была перенесена из Корсуни в Рязанскую землю, где у собора, основанного в честь иконы, происходит событие, давшее имя городу Зарайску и самой иконе. В Рязанскую землю икона попадает из Корсуни через устье Днепра, через Кесь (Венден) в «Немецкой земле» и Великий Новгород. В 1513 г., вследствие набега «крымских людей», образ Николы находился временно в Коломне. Там существовала копия Зарайской иконы начала XVI в. (ныне ГТГ, № 557, [инв. 20861]). Еще до 1471 г. известна церковь Николы Зарайского (или Николы в Сапожках) на Троицкой площадке, против башни Кутафьи (разобрана в 1838 г.). Культ Николы Зарайского широко распространился в 1531–1533 гг., когда Василий III ездил на богомолье в Зарайск («Руский времянник», М., 1820, ч. 2, стр. 360).

Начало XIV века. Киевская школа2.

2 Этот памятник рубежа XIII—XIV вв. может быть связан с поздней киевской школой как по стилю, так и по легенде, рассказывающей о его происхождении.

Рисунок, пропорции фигур и архитектуры, а также монохромный колорит этой иконы сближают ее с древними образцами живописи киевского происхождения, например с миниатюрами псалтыри конца XIII в., № 3 из собр. Хлудова (ГИМ) написанной для Симона, старца Юрьева монастыря в Новгороде.

По семейной легенде древнего московского рода Квашниных-Самариных, икону Николы Зарайского с житием вывез из Киева их родоначальник, киевский боярин Протасий, переехавший в Москву с 3 тыс. киевлян. Им, по преданию, была основана в древнем урочище Киевец (теперь район Метростроевской ул.), на берегу Москвы-реки церковь Николы в Киевце, куда была поставлена эта привезенная Протасием икона.

Никола представлен на среднике, окруженном четырнадцатью клеймами жития. Широкая фигура его монументальна, благодаря величавому движению и рисунку ниспадающих почти до его ног складок белой, чуть зеленоватой фелони. Подризник розоватой охры, омофор белый с коричневыми крестами. Палица и епитрахиль охряные, так же как и крышка Евангелия: они украшены цветными камнями. На лице — записи XVI и XVII веков. Фон средника, вероятно, был белый. Позем темно-зеленый. Порядок клейм: 1. Рождество. 2. Приведение во учение. 3. Поставление в диаконы. 4. Поставление в иереи. 5. Поставление в епископы. 6. Явление епарху Евлавию. 7. Спасение Дмитра со дна моря. 8. Избавление от казни. 9. Чудо о ковре. 10. Избавление Агрикова сына. 11. Преставление. 12. Перенесение мощей из Мир в Бар. 13. Чудо о киевском отрочати. 14. Избавление патриарха от потопления. Порядок клейм необычен: начинаясь с верхнего поля, они продолжаются на правом, затем внизу и кончаются на левом поле. Клейма отделены друг от друга широкими розоватыми полосами. Вохрение темное, по оливковому санкирю. Колорит приглушенный, образуемый прозрачными неяркими оттен-ками коричневого и зеленого, с немногими пятнами киновари и синей кубовой краски. Пробела на горках и одеждах, а также первоначальный фон на полях, судя по уцелевшим фрагментам его среди левкаса XVI века, были белые. Надписи красные.

Доска липовая с ковчегом, шпонки врезные, односторонние. В верхней части сохранились деревянные гвозди от набивной шпонки. Поля опилены. Паволока, левкас, яичная темпера. 115×78. На поземе, у ног Николы, с обеих сторон надписи. Справа — красная надпись XVI в.: «Милостию божиею и пречистыя богородицы и поспешеством святого и великого чюдотворца Николы поделана бысть икона сия в лето ¤z7lв (7032 — 1524 г.) июня в №i (11) день желанием и замышлением Ивана Иаковля сына Кожухова, а прежнему ея написанию при нас памятухов не было». Слева — трудно разбираемая белая надпись вязью XVII века в десять строк с датами: ¤z7R…д (1656) и ¤z7R§f (1691) — см. стр. 79 [указанный рисунок приведен ниже — прим. ред. сайта].

Находилась в церкви Успения на Остоженке в Москве, куда попала в 1772 году при упразднении соседней церкви Николы в Киевце, где была храмовой иконой.  с. 78 
 с. 79 
¦

Раскрыта в 1948 году И. А. Барановым в ГТГ. В 1960 г. нижняя часть иконы, поврежденная шашелом, реставрирована в ГЦХРМ под наблюдением Н. Н. Померанцева.

Поступила в 1933 году из фонда МОНО. [21440]  с. 79 
  
¦

    Клейма

  1. Рождество
  2. Приведение во учение
  3. Поставление в диаконы
  4. Поставление в иереи
  5. Поставление в епископы
  6. Явление епарху Евлавию
  7. Спасение Дмитра со дна моря
  8. Избавление от казни
  9. Чудо о ковре
  10. Избавление Агрикова сына
  11. Преставление
  12. Перенесение мощей из Мир в Бар
  13. Чудо о киевском отрочати
  14. Избавление патриарха от потопления

Дополнительные изображения


Надписи в нижней части средника

Литература