- детали (1)
- дополнительные изображения (1)
Первая половина — середина XV в.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск, Россия
Инв. И-312
Реставрация: 1964 Перцев Н. В. (ГРМ); 1971 Перцев Н. В. (ГРМ)
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:Происходит из часовни Ильи Пророка в деревне Пяльма Пудожского района Карельской АССР. Вывезена экспедицией КМИИ в 1963 г. (Г. Жаренков, М. Анисимова).
Почитание Ильи Пророка, считавшегося «громовержцем», приносящим дождь, было широко распространено в Новгороде и его северных провинциях. Икона из деревни Пяльма — одно из древнейших найденных на Севере изображений этого святого. Исполнена она более сдержанно, тонко, мягко, чем предыдущий памятник (ил. 1) [икона «Апостол Петр»]. Сосредоточенность и спокойствие образа, соразмерность и уравновешенность композиции, легкость живописи — во всем узнаются признаки искусства XV века. Красота древнего письма особенно заметна рядом с грубым, плоским и примитивным дополнением в левой части. Красный фон воссоздан при раскрытии иконы в 1964 году по незначительным остаткам первоначального. Среди собственно новгородских произведений «Илья» выделяется мощью абриса фигуры и часто встречающейся в северном творчестве обобщенностью рисунка.
(стр. 56, 155–156; илл. стр. 55, 426)
Музей изобразительных искусств Карельской АССР в Петрозаводске, инв. И-312.
Первая половина — середина XV в.
Новгород, северная провинция.
53 × 35.
Происхождение. Из Ильинской часовни в д. Пяльма, Пудожского района Карельской АССР (территория древнего Челмужского погоста). Из этой же часовни происходит икона «Петр и Павел» (кат. № 42). Вывезена экспедицией Музея изобразительных искусств Карельской АССР в 1963 г. при участии Г. В. Жаренкова и М. Н. Анисимовой. В 1963–1971 гг. находилась на временном хранении в ГРМ.
Раскрыта в ГРМ в 1964 г. Н. В. Перцевым. Дополнительные реставрационные работы (удаление неправомерно реконструированного, на основании непервоначальных фрагментов, красного фона) произведены им же по постановлению Реставрационного совета по древнерусской живописи ГРМ в 1971 г. О раскрытии см. также: Г. И. Вздорнов [1970–3].
Доска сосновая, грубо тесаная, с одной сосновой шпонкой посредине. Паволока (?). Ковчег слабо выражен.
Сохранность. В левой части иконы большая вставка живописи XVI–XVII вв., захватывающая плечо и руку Ильи. Фон стерт почти до левкаса. Остатки первоначального золотого фона видны местами на обнаженном левкасе. Поверх золотого фона на икону был когда-то нанесен киноварный фон. Наиболее значительные остатки этой киновари — древней, но не первоначальной — вверху слева от нимба, в правом верхнем углу и справа внизу (между плечом Ильи и правым полем). На некоторых участках видно, что золотой фон — первоначальный, лежит под киноварью (например, видно справа вверху).
Описание.
Фигура по пояс, фронтальная. Илья правой рукой благословляет (на этом месте поздняя вставка), в левой держит свернутый свиток. Облачен в желтый хитон и лилово-коричневую милоть, по складкам которой положены прозрачные белильные пробела. Оторочка
Лик написан тонкими прозрачными слоями желтой охры по тонкому зеленоватому санкирю, с чуть заметными белильными пробелами.
Нимб золотой, отделен от фона двойной графьей и канфаренными точками. Фон был также золотой. Поля сейчас желтые, плотной охры. На нижнем поле остатки киноварной опуши. Надпись утрачена.
На плече (правом от зрителя) изображены пряди волос — вероятно, остатки какого-то поновления.
Иконография.
Культ Ильи Пророка пришел на Русь и в славянские страны из Византии, где был широко распространен. Илье был посвящен один из престолов в константинопольской церкви Неа: в этом храме, как считалось, хранилась милоть Ильи1.
См. также:
(две последние статьи при подготовке настоящего издания оказались недоступны).
Илья Пророк принадлежит к числу святых, наиболее популярных на Руси, в частности в Новгороде2. Он почитался прежде всего как великий отшельник и боговидец, прорицатель и грозный обличитель, слышавший в пустыне глас Божий (
2 Общие замечания и литературу см.:
о почитании Ильи в Новгороде см. также:
3 В. Н. Лазарев. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М., 1973, табл. 254. Об идеях теофании в трактовке образа Ильи и сцен его жития см.: П. Миjовић. Теофаниjа у сликарству Мораче. — «Зборник Светозара Радоjчића». Београд, 1969 с. 179–196. В ранней русской живописи наиболее полное изображение сцен жития Ильи имеется в псковской иконе XIII в. в ГТГ из Выбут «Илья в пустыне» с клеймами жития ( В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Опыт историко-художественной классификации, I, II. М., 1963, I, № 140, илл. 91; А. Овчинников, Н. Кишилов. Живопись древнего Пскова XIII–XVI века. М., 1971, табл. 2–4).
Особое значение в развитии культа Ильи имела связывавшаяся с ним идея праведности: Илья был взят на небо, избегнув смертной доли (
Поскольку среди ветхозаветных персонажей Илья пользовался особым почитанием, не исключено, что в период сложения иконографии пророческого ряда иконостаса, когда в центре яруса изображали то «Богоматерь Знамение» (ср. иконостас из Спасо-Преображенского собора в Твери, около середины XV в.6), то одного из пророков (Давид в иконостасе 1497 г. в Кирилло-Белозерском монастыре, см. кат. № 66), такой центральной фигурой пророческого яруса мог в отдельных случаях быть именно Илья. Возможно, изображение Ильи располагалось в центре пророческого ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля: после пожара 1547 г. из иконостаса вынули три центральные иконы деисусного чина и «Илью Пророка»7.
В культуре, складывавшейся на периферии византийского мира, в частности в славянских и русских преданиях, Илье приписывалась чудодейственная власть над стихийными силами природы — грозой и тучами, громом и молниями8. Как можно предполагать, в основе развития этого аспекта культа лежат библейские легенды об Илье, в которых подчеркивается могущественная способность пророка распоряжаться огнем и водою. В первой из легенд об Илье рассказывается, как он жил в пустыне у потока Хорафа и пил оттуда, но «по прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю» (
В другом рассказе сообщается о том, как Илья, живший отшельником на горе Хорив, дважды попалил огнем посланцев царя (
Ветхозаветные легенды составили основу богослужебных текстов, посвященных Илье Пророку. В этих текстах в лапидарной форме выявляются главные аспекты культа Ильи. В Апостоле, который читается на Ильин день: «Илиа... молитвою помолися, да не будет дождь, и не одожди по земли лета три и месяцев шесть; и паки помолися, — и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой»9. Молитва, возглашаемая во время бездождия: «Илия словом дождь держит на земли, и паки словом с небес низводит; тем же молим тя [Бога] того [Ильи] молитвами, щедро посли дожди водныя земле с небеси»10. В Похвальном слове пророку Илье, читающемся 20 июля, приводится апокрифическое предание о том, что мать Ильи еще до его рождения видела, как некие мужи в белых ризах «имя ему творяху и огнем повиваху и огнь даяхуть ему ясти»11. В том же Похвальном слове: «Ревнуя поревновах по Господе Вседержителе, и вшед на гору, помолися, будет дождь да ради, и абие отверзе хляби небесныя на землю, и прозябе земля ращение всякого плода...»12.
9 Цит. по кн.: А. Н. Веселовский. Разыскания в области русского духовного стиха, VIII. («Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XXXII, № 4.) СПб., 1883, с. 311.
10 Там же.
11 Цит. по списку XIV в. в Чудовском сборнике; см.: «Библиографические материалы, собранные А. Н. Поповым». — «Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете», 1889, кн. III, с. 55 [№ XX, напечатал В. Щепкин: Описание Сборника № 20 Московского Чудова монастыря — прим. ред. сайта]
12 Там же, с. 58.
В Новгороде 20 июля устраивался крестный ход из Софийского собора в Ильинскую церковь на Славно, причем читались каноны о дожде и бездождии, производилось освящение воды. Чиновник Софийского собора, составленный около 1626–1634 гг., но фиксирующий древние обряды, описывает торжественную церковную процессию, отправлявшуюся в первое воскресенье после Ильина дня, во главе со «святителем» (для XV в. — архиепископом) из св. Софии на Ильину улицу в Знаменскую церковь. С выносной чудотворной иконой Богородицы крестный ход шел по Ильине улице к Волхову. Архиепископ садился в древнюю ладью — «насад» — и плыл вниз по течению реки до Витки, откуда участники посуху возвращались на Ильину улицу к Знаменской церкви13. Примечателен особый колорит праздника, проводившегося на Волхове, связь обряда с водой, водной стихией, повелителем которой считался Илья Пророк.
Наряду с почитанием Ильи как «подателя дождя» и «громовника», он чтился как «плододавец»14, чему, вероятно, способствовали не только представления о власти Ильи над погодой, но и совпадение дня его памяти (20 июля ст. ст.) с периодом жатвы, а также библейский рассказ о чуде с сарептской вдовицей (по слову Ильи, «мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю». См.:
14 По классификации А. Н. Веселовского. См.: А. Н. Веселовский. Разыскания в области русского духовного стиха, VIII. («Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XXXII, № 4.) СПб., 1883, V, с. 334.
Наконец, Илья почитался и как ценитель-чудотворец16 (ср. библейский рассказ об исцелении им сына сарептской вдовицы:
Для XIII в.
для конца XIV — начала XV в, —
для XV в. —
Ср. также икону «Богоматерь с младенцем и Илья Пророк» в Архангельском музее (кат. № 51).
18 Там же, № 39.
Датировка и атрибуция.
В первых публикациях икона отнесена к концу XIV — началу XV в. (каталог выставки «Итоги экспедиций» [1966], Э. С. Смирнова [1967]) или дана широкая датировка XIV–XV в. (каталог выставки «Живопись древней Карелии» [1968]). Более правильную датировку XV в. см.: Г. И. Вздорнов [1970–3], Э. С. Смирнова ([1970], [1976]), каталог выставки «Живопись древнего Новгорода и его земель» [1974], Э. Смирнова, С. Ямщиков [1974]. О создании иконы в XV в. говорят мягкость и спокойствие образа, плавность рисунка. «Илья Пророк» выделяется среди памятников новгородской иконописи обобщенностью рисунка (ср. особенно нос, рот), тонким и жидким красочным слоем, своеобразной обработкой доски. Это заставляет рассматривать икону как провинциальный вариант новгородской иконописи. Именно так трактуется икона во всей литературе, за исключением статьи Н. В. Перцева [1977], считающего, что икона не может быть северной, а только новгородской.
Н. В. Перцев датирует икону противоречиво: на с. 86 он относит икону к XV в., а на с. 89 — к XIV в. М. В. Алпатов [1977] усматривает в иконе отголоски традиций позднего XIV в. В. К. Лаурина и В. А. Пушкарев [1980] относят икону к XV в. без уточнения. В данном каталоге предлагается более узкая датировка: крупность форм и строй образа дают основания для отнесения иконы к первой половине или середине XV в. Г. И. Вздорнов [1981] рассматривает «Илью» из Пяльмы как упрощенный северный вариант двух краснофонных икон ГТГ — из собрания И. С. Остроухова (кат. № 16) и из с. Ракулы. Это вряд ли справедливо: истоки образа каждой из трех икон самостоятельны.
Выставки.
Литература.
Доска липовая цельная, поздняя сквозная шпонка. Большая вставка позднего левкаса и поздней живописи XVI–XVII вв.: в левой верхней части иконы — поля, фон, часть одеяний, правая рука Ильи. Первоначально фон иконы был золотым; опушь и надписи почти полностью утрачены. Поля слегка поновлены.
В Петрозаводский музей поступила в 1963 г. Временно находилась в ГРМ.