Наверх (Ctrl ↑)

Преображение

Преображение
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XIV — начало XV вв.

111 × 81 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14483

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 103 
¦
40. Преображение1.

1 На основе Евангелия (Марк IX, 2–9; Матфей XVII, 1–9; Лука IX, 28–36) иллюстрируется чудесное преображение Христа на горе Фавор перед его учениками Иаковом, Иоанном и Петром. Рассказывается о том, что лицо Христа «просветися яко солнце», «ризы же его быша белые, яко свет» (по Матфею, по Марку «яко снег»). Явились принесенные ангелами пророки Илья и Моисей, которые беседовали с Христом.
Истоки композиции Преображения, известной на Руси с домонгольского периода, восходят к древнехристианскому искусству. Изображаются горки. На горках стоят: в центре, в ореоле света — Христос, по его сторонам — пророки Илья и Моисей, ниже — три пораженных чудом апостола. Часто к основной композиции добавляются сцены: «восхождения» Христа с тремя апостолами на гору и «нисхождение» их с горы. В последних сценах обычно фигуры пишутся меньшего размера и вписываются симметрично по сторонам, между уступами горок. Иногда еще вверху изображаются «носимые» (приносимые) ангелами в облаках пророки Илья и Моисей (Н. Покровский, Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских, Спб., 1892, стр. 195; G. Millet, Recherches sur l’iconographie de l’évangile aux XIV, XV et XVI siècles..., Paris, 1916, стр. 216–231; L. Ouspensky und W. Lossky, Der Sinn der Ikonen, Bern und Olten, 1952, стр. 210–212).

Конец XIV — начало XV века. Новгородская школа.

Композиция с «восхождением» и «нисхождением» апостолов. Лица светлые с резкими движками, написанные по оливковому санкирю.

Христос изображен в белых одеждах, на фоне ореола в виде голубых кругов мягкого, прозрачного тона. Одежды пророков и апостолов киноварные охряные, густо зеленого и сиреневого тона яркими пятнами выделяются на фоне светлых, прозрачных, лиловато-серых с коричневым притенением горок. Вершина горок с крупными четкими гранями и лещадками. Фон и поля золотые. На полях прографлен орнамент в виде четырехлепестковых розеток. Контур нимбов отмечен точечным орнаментом. Лицо ап. Иоанна в левой группе восходящих написано позже.

 с. 103 
 с. 104 
¦
Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 111×81.

Собр. А. В. Морозова.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14483]  с. 104 
  
¦

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 122
¦
34. Преображение

Середина XVI века. Новгород
Дерево, темпера. 111 × 81
Находилась в собрании А. В. Морозова
ГТГ, инв. 14483

На живописи есть следы реставрационного поновления, сделанного до поступления в Третьяковскую галерею.

Иконография Преображения основана на евангельских текстах (Мф. 17 : 1–9; Мк. 9 : 2–9; Лк. 9 : 28–36), повествующих о том, как Христос с учениками Иаковом, Петром и Иоанном взошел на гору Фавор и преобразился перед ними, явив им свою Божественную природу: во время Преображения от Христа стал исходить Божественный свет, лик Его просиял и одежды сделались светоносными и белоснежными. Далее явились чудесно пророки Моисей и Илия и беседовали со Спасителем. Одновременно раздался из облака глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте».

Преображение — первое явление апостолам Божественной сущности Христа как ипостаси Святой Троицы. Оно прообразует будущее Его воскресение и Второе пришествие. Вместе с тем это событие представляет сообщение Божественной энергии человеческой плоти, что является залогом грядущего преображения человека. Выдающийся византийский богослов XIV века святитель Григорий Палама в слове «На святое Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа...» писал об этом так: «Во время же молитвы Он таким неизреченным образом просиял и неизреченным образом открыл избранным из учеников неизреченный оный Свет, в то время, как при этом присутствовали верховные из Пророков, дабы явить, что молитва является подательницей сего блаженного видения, и дабы мы познали, что чрез приближение к Богу, достигаемое добродетелью, и чрез единение с Ним нашего ума происходит и является оное Осияние, даемое и зримое для всех тех, которые путем усердного доброделания и чистой молитвы, непрестанно простираются к Богу»1.

1 Святитель Григорий Палама. Беседы. М., 1994. Т. 1–2. Т. 2. С. 88.

Композиция иконы включает в себя эпизоды с восхождением и нисхождением апостолов на гору Фавор. Над изображением нисхождения апостолов остатки киноварной надписи «Сходя Иисус с горы заповедал...» (Мф. 17 : 9): «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Литература

Ю. Козлова с. 122
 
¦


Литература