Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Ярославская

Школа или худ. центр: Новгород

Первая половина XV в.

72 × 48 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 19997

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 112 
¦
50. Богоматерь Ярославская1.

1 Иконография Богоматери Ярославской — русский вариант Умиления (см. примеч. 1 к Богоматери Владимирской, № 5), сложившийся в ХIII в. Отличительные признаки композиции — сидящий прямо младенец представлен на руках Богоматери с правой стороны. Рукой он держится за подбородок матери. Его ступни близко сдвинуты. Древнейшая известная икона Богоматери Ярославской — домовая икона ярославских князей Василия (1238–1249) и Константина (1249–1257) Всеволодовичей (см. С. Шевырев, Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь, ч. I, М., 1850, стр. 57). Ее повторения — в Троице-Сергиевой лавре (Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего Возрождения, Спб., 1910, стр. 152, рис. 101); в собрании ГТГ, № 235 и др. См. также икону Богоматери Ярославской нач. XVI в., вклад Аграфены Суцкой в Троице-Сергиев монастырь (Ю. А. Олсуфьев, Опись икон Троице-Сергиевой лавры..., Сергиев, 1920, стр. 113–114). О распространении и известности икон этого типа свидетельствует Богоматерь Ярославская 1564 г. в Московском Новодевичьем монастыре, вывезенная Иваном Грозным из Новгорода (см. Л. С. Ретковская, Путеводитель по музею «Новодевичий монастырь», М., 1952, стр. 37).

Первая половина XV века. Новгородская школа.

Вохрение светлое по оливковому санкирю, с подрумянкой и движками. Рубашка младенца белая с красным и черным узором. Фон и поля золотые. Нимб прографлен орнаментом в виде четырехлепестковых розеток. Часть полей новая.

Врезок. Паволока, левкас, яичная темпера. 72×48.

Собр. А. И. и И. И. Новиковых.

Из церкви Успения на Апухтинке в Москве.

Поступила в 1936 году. [19997]  с. 112 
  
¦

Литература