Наверх (Ctrl ↑)

Суббота всех святых

Суббота всех святых
Изображения с более высоким разрешением:

Мастерская Василия Ивановича Хохлова

1810-е годы

Дерево, темпера. Две соединенные доски с неглубоким ковчегом и широкими полями. Две шпонки встречные, врезные, профилированные с высоким рельефом.
39 × 32 см

Церковь Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище, Москва, Россия
Инв. 52/243 (по списку ГосНИИР)


См. в «Галерее»:

 Красилин 1990 

Суббота всех святых1

1 Известно несколько идентичных икон, включая и вероятный протооригинал:

10-е гг. XIX в. Палех.

Мастерская иконописца Василия Ивановича Хохлова2.

2 О В. И. Хохлове и его мастерской см.: Бакушинский А. В. Искусство Палеха. — М.: Академия, 1934, с. 55, 247; Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. — М., 1903, с. 111.

Дерево, темпера. Две соединенные доски с неглубоким ковчегом и широкими полями. Две шпонки встречные, врезные, профилированные с высоким рельефом.

39×32.

Сохранность удовлетворительная.

По списку ВНИИР — 52/243. 1984 г.

Икона написана в серебристо-блеклых тонах. Средник представляет собой сложную композицию, расчлененную на отдельные сцены. В его верхней центральной части — шесть клейм в два ряда с изображением шести дней творения. С левой стороны — три клейма сверху вниз: Воскресение Христово, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Омовение ног. С правой стороны по вертикали: Собор архангела Михаила, Благовещение, Распятие с предстоящими. Между клеймами изображен Саваоф в белых одеждах, восседающий на херувимах и парящий в золотых лучах Славы в красном ромбе. Под ним Христос на престоле, близ него Богоматерь и Иоанн Предтеча. С двух сторон в четыре ряда к Саваофу и Христу направляются процессии ангелов. В нижней части средника — Собор всех святых. В центре — группа младенцев в белых рубашечках. Над ними холм с растущим райским деревом. Ствол обвивает змий. По обеим сторонам — обнаженные Адам и Ева, слева от них ангел, справа — изгнание прародителей из рая архангелом с огненным мечом. Средник по лузге окаймлен золотой полосой с белильными линиями по сторонам.

Клейма на полях:

  1. Иоанн Богослов с Прохором на Патмосе;
  2. Иаков брат Божий и Василий Великий;
  3. «Евхаристия» — два ангела с рипидами у алтаря, на котором стоит чаша с младенцем, осененная серафимами;
  4. Григорий Великий и Иоанн Златоуст;
  5. евангелист Матфей;
  6. Алексей и Петр — митрополиты московские;
  7. Иона и Филипп — митрополиты московские;
  8. Исайя и Игнатий Ростовские;
  9. Леонтий и Иаков Ростовские;
  10. Феодосий и Антоний Печерские;
  11. Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский;
  12. евангелист Марк;
  13. Василий и Максим Блаженные;
  14. Убиение благоверного князя Димитрия царевича Московского;
  15. Иоанн и Исидор Блаженные;
  16. евангелист Лука.

Литература