Наверх (Ctrl ↑)

Суббота всех святых, с избранными святыми на полях

Суббота всех святых, с избранными святыми на полях
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Хохлов Василий Иванович
Школа или худ. центр: Палех

1813 г.

39 × 32 см

Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Антонова 1966 

«Суббота всех святых» со святыми на полях

1813 год. Палехские письма. Василий Иванович Хохлов.

Тема раскрыта в своем ветхозаветном (библейском) и новозаветном (евангельском) содержании. «Суббота всех святых», седьмой день недели, как завершение всего повествования, представлена посредине и внизу. Среднюю часть обрамляют со всех сторон клейма, иллюстрирующие библейский рассказ. Вверху, в шести маленьких квадратах, олицетворены шесть дней творения в виде распростершего руки поясного Саваофа, обрамленного созданными им явлениями природы и существами. Внизу написаны Адам и Ева в раю, их грехопадение и изгнание из рая. По сторонам средней части изображен новозаветный Шестоднев — шесть дней недели по Евангелию, где воскресение изображено в виде «Сошествия во ад» (слева кверху), а понедельник — как «Собор архангелов» (справа вверху). Под этими клеймами в таком же порядке следует вторник — «Усекновение главы Иоанна Предтечи», среда — «Благовещение», четверг — «Умовение ног», пятница — «Распятие». Таким образом сделано введение к средней части, когда «почи Бог от дел своих». Здесь Саваоф представлен в золотом сиянии «славы», обрамленный чинами ангельскими. У Саваофа на груди — Святой Дух в виде белого голубя. Под ним написаны Вседержитель на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, окруженные сонмом ангелов. В нижней части средника в двух горизонтальных рядах представлена собственно суббота всех святых. В верхнем ряду здесь слева — «лик святых отец и праотец», справа «лик преподобных отец и матерей». Посредине внизу на белом просвете под Адамом и Евой обозначено «лик всех святых». Ниже, над теснящимися отроками с крестами в руках,— «святых младенец четыре на десять тысящ, Христа ради избиенных в Вифлееме Иудейстем». Внизу слева изображены апостолы, святители и архидиаконы в рост. Справа так же написаны первосвященники, мученики, мученицы, святые цари и царицы. На нимбах у стоящих впереди — мельчайшие надписи, обозначающие имена святых. Средник обрамлен топким золотым орнаментом, исполненным по красному фону. На полях по углам изображены евангелисты, составляющие свои евангелия. Посредине верхнего поля — крылатая обнаженная фигура — «Агнец божий», лежащий в дискосе, помещенном на престоле, окруженном «силами небесными». По обе стороны Агнца в отдельных клеймах представлены «отцы церкви». Слева престолу предстоят Василий Великий и Григорий Богослов, а справа — Иоанн Златоуст и Иаков брат Божий. На левом поле также изображены по двое (сверху вниз): митрополиты московские Петр и Алексей, епископы ростовские Исайя и Игнатий, преподобные Печерские Антоний и Феодосии, «Изосим» Соловецкий и Иоанн Дамаскин. На правом поле так же написаны митрополиты московские Иона и Филипп, епископы ростовские Леонтий и Иаков, преподобные Макарий Египетский и Ефрем Сирин, Савватий Соловецкий и «Аникий» Великий1. У святителей в руках книги, у преподобных — свитки с надписями. В нижнем ряду посредине представлено «Убиение царевича князя Дмитрия Московского»2 в трех сценах (выход на прогулку, убиение, оплакивание). Слева на фоне Московского Кремля стоят обращенные друг к другу Василий и Максим Блаженные, справа так же изображены среди скал Иоанн Большой Колпак и «Святой Сидор юродивый Христа ради, российский чудотворец». У Исидора Блаженного в руках три кочерги.

1 Изображение Иоанникия Великого дает возможность предположить, что В. И. Хохлов пользовался строгановскими прорисями. 2 Это клеймо также говорит о строгановской прориси.

Живопись миниатюрная. Одежды написаны твореным золотом. Вохрение в белизну. Фоны чуть зеленоватые, поземы зеленые, нимбы золотые, надписи черные. Клейма на полях разграничены золотыми полосами.

Под «Убиением Дмитрия московского», по зеленому, опушенному киноварью краю иконы, черная мельчайшая подпись: «Написася сей святый образ от Миротворения ¤ѕтка (7321) года, от воплощения бога слова ¤аwгi (1813) года, писал иконописец села Палеха Василий Иванов Хохлов».

Паволока, левкас, яичная темпера. 39×32.

Доска липовая, дубовые шпонки врезные, встречные, «ампирные».

Находилась в собрании Н. М. Постникова. Это произведение попало в Национальный музейный фонд, где было предназначено к продаже. Здесь «Субботу всех святых» В. И. Хохлова выменял на рисунок художника XVIII века А. В. Бакушинский. У наследников А. В. Бакушинского эта икона была приобретена П. Д. Кориным.

Клейма


15 Василий и Максим Блаженные у Московского Кремля

Литература