Ок. 1785 г. (серебряная рамка и венчик — 1785 г., Москва)
Церковь Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище, Москва, Россия
Инв. 131/500 (по списку ГосНИИР)
См. в «Галерее»:
Богоматерь Ахтырская1
1 Аналогичная икона находится в Музее икон в замке Аутенрид (ФРГ). См. журнал «Ikonen» (Schloss Autenried), 2/3, 1986, S. 90. Известны случаи использования этой иконографии в стенописях Воскресенского собора в Пучеже, 1788–1789 гг. (фрагмент во ВНИИР).Серебряная рамка и венчик2 — 1785 г., Москва.
2 Маркировка серебра на верхнем и нижнем торцах рамки: «АОП» — неизвестный альдерман (Постникова-Лосева, 2136, 2137, 2138), герб Москвы, 1785 (два клейма сбиты). На венце — «КМ» — ?Икона — около 1785 г.
Дерево, темпера. Доска цельная, без ковчега. Шпонки две торцевые сквозные. Серебро, чеканка.
26,5×23,5.
Сохранность: потертости красочного слоя, незначительные утраты грунта в нижней части. Вздутия на левом плече Богоматери. Сохранность оклада удовлетворительная.
По списку ВНИИР — 131/500. 1984 г.
Глава Богоматери украшена большим венцом. По его краю полоса каплевидного орнамента, отделенного от основного поля гладким валиком. Три чеканные розы с листьями украшают вогнутое поле венца. Главу Христа венчает маленький подковообразный венец. Поля иконы закрыты четырьмя широкими серебряными полосами с чеканным декором стилизованным растительным орнаментом. На нижней полосе в круглом медальоне изображен двуглавый орел, по обе стороны которого написан текст с указанием на дату явления чудотворного образа в 1739 г.
Икона. В трехчетвертном обороте вправо изображена полуфигура девы Марии, склонившейся в молитвенной позе перед Распятием. Ее глава не покрыта, волосы крупными локонами спадают на плечи. Моделировка лика подчеркнуто объемная, с подрумянкой. Лицо отличается живой выразительностью: крупные глаза, нос, асимметрично написанные губы. Мария облачена в нарядный зеленый хитон и малиновый плащ, украшенные широкими орнаментальными золотыми полосами. Справа на охристо-оливковой горке — крест с распятым Христом. Изображение обрамлено широкой живописной зеленой рамкой с малиновыми картушами в золотой кайме. Основной фон — сине-зеленый.