Наверх (Ctrl ↑)

Походная церковь

Ок. 1848 г.

Дерево, темпера. Серебро, чеканка.
73 × 61 см

Церковь Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище, Москва, Россия
Инв. 20/118 (по списку ГосНИИР)

См. в «Галерее»:

 Красилин 1990 

Походная церковь («иконостас»)1

1 Икона похищена в 1984 г. Близкая по композиционному решению и размерам находится в Православном церковном музее в г. Куопио (Финляндия). 70×56,7×3. Инв. № ОКМ-376. Оклад датирован 1816 г. и имеет клеймо пробирного мастера Александра Яшинова (1795–1826, Петербург). Мастер М. С. (Постникова-Лосева, 1162, 1163). Отличается от публикуемого оклада отсутствием чеканных изображений в цокольном ряду, где помещены изображения пелен. Каталог выставки «Iuhlien ikonit. Feast Icons». — Kuopio. Orthodox Church Museum. 1979, N 15 (текст и ил.).

Серебряный оклад — 1848 г. Саратов2.

2 Маркировка серебра: «АВ» — ? или «АК» — Александр Калмыков, работавший между 1846–1855 гг. (Постникова-Лосева, 3404). «КС/1848» Капитон Сидоров, пробирный мастер, работавший между 1841–1848 гг. (Постникова-Лосева, 34016), «84», герб Саратова.

Икона — около 1848 г.

Дерево, темпера. Серебро, чеканка.

73×61.

Сохранность: на окладе утрачена правая главка, завершающая иконостас, на двух других главках напаяны два новых небольших металлических креста. Между досками иконы значительные трещины. Основа заражена шашелем. Потертости красочного слоя, утраты грунта.

По списку ВНИИР — 20/118. 1984 г.

Оклад. Сложная композиция иконы, представляющая собой как бы семиглавый храм в разрезе, полностью повторена в чеканке оклада. Поля оклада обрамлены валиками и покрыты гравированным растительным орнаментом. Живописные изображения икон в иконостасе на окладе разделены перемычками. На оклад напаяно 14 венчиков.

На иконе изображен развитый шестиярусный иконостас. В нижнем «цокольном» ряду (слева от Царских врат) — Чудо в Хонех, Бегство в Египет, Благовещение; справа архангел Михаил, попирающий дьявола, Собор Богоматери и, вероятно, одно из чудес Николы. В «местном» ряду — Собор архангела Михаила, Успение, Богоматерь Владимирская, Царские врата, Спас Смоленский, Покров, св. Николай (в рост). В этом же ряду — двери, в жертвенник и дьяконник с изображениями архидиаконов Лаврентия и Стефана. Выше ряды — праздничный, деисусный, пророческий с Богоматерью на престоле, праотеческий с «Отечеством». Иконостас завершают пять арок. В центральной — Распятие, по сторонам — Снятие с креста и Положение во гроб. В крайних арках — предстоящие святые. Одеяния — сине-зеленые, красные, охристые. Живопись иконы миниатюрная.

Литература