Наверх (Ctrl ↑)

Положение во гроб

Положение во гроб
Изображения с более высоким разрешением:

Конец XVII — XVIII в. Поновления XIX в.

Ткань, шитье цветными и золотыми нитями.
55.5 × 60.5 см

Церковь Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище, Москва, Россия
Инв. 46/223 (по списку ГосНИИР)

См. в «Галерее»:

 Красилин 1990 

Положение во гроб

Конец XVII–XVIII в. Поновления XIX в.

Ткань, шитье цветными и золотыми нитями.

55,5×60,5.

Сохранность: возможно, существующие лики святых зашиты тканью в XIX в. В это время композиция была перенесена на новое основание. Требует дополнительного изучения.

По списку ВНИИР — 46/223. 1984 г.

Центральная композиция представляет собой Положение во гроб снятого с креста тела Христа. В прямоугольную гробницу его опускают на пелене Иоанн Богослов (справа у ног) и Иосиф Аримафейский. Слева у головы — Никодим, в центре — Богоматерь в окружении двух Марий, за их спинами — крест, к крыльям которого прислонены две лестницы. Вверху — облака и сияние. По обеим сторонам — два серафима, лики которых почти полностью скрыты крыльями. У правого в вытянутой руке — копье, у левого — рипида. К среднику нашита рамка-кайма с херувимами по углам и текстом песнопения: «Благообразный Иосифъ...»

Особенности иконографии. В более привычной трактовке этого сюжета Богоматерь, как правило, с женами располагается у главы Христа, святые, апостолы и ангелы у его ног. Центр занимает крест. В рассматриваемом произведении центричность композиции подчеркнута размещением фигуры Богоматери и святых жен в самом центре.

Литература