Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Одигитрия

Богоматерь Одигитрия
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород (северная провинция)

Вторая половина XV в.

Дерево, темпера.
66.5 × 49 см

Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск, Россия
Инв. И-1510

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 269
¦
43. Богоматерь с младенцем, типа Грузинской
(стр. 111; илл. стр. 477)
Музей изобразительных искусств Карельской АССР в Петрозаводске, инв. И-1510.
Вторая половина XV в.
Новгород, северная провинция.
67 × 49,5.

Происхождение. Из церкви Богоматери Смоленской в д. Усть-Колода (Кубово) Пудожского района Карельской АССР. После ликвидации церкви с 1930-х годов хранилась в крестьянских домах, где в 1962 г. была зафиксирована экспедицией ГРМ (Э. С. Смирнова, Т. В. Черкесова). После смерти людей, хранивших икону, она поступила в организованный в г. Пудоже Народный музей, откуда в 1971 г. передана в Музей изобразительных искусств в Петрозаводске.

Раскрыта в 1971 г. Н. В. Перцевым в Ленинграде.

Доска липовая, из двух частей (в каталоге «Древняя живопись Карелии» [1973] ошибочно обозначена как цельная), с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.

Сохранность. Крупные и мелкие вставки поздней живописи. Наиболее крупная — в левой части (участок нимба, фона, вниз по мафорию Богоматери до нижнего поля). В каталоге «Древняя живопись Карелии» [1973] отмечена утрата на изображении левого глаза (тонирована). Многочисленные мелкие тонировки. Живопись потерта, в том числе на ликах (особенно в тенях). Синий тон чепца и хитона Богоматери утрачен на больших участках. Нимбы, видимо, были золотыми, но золото почти полностью стерто и лишь местами поблескивает на обнаженном левкасе. Поверх стертого золота лежат остатки поздней записи — участки плотной желтой охры. Белильные надписи пострадали.

Описание.

Богоматерь изображена по пояс, слегка повернутой и склоненной к младенцу, которого она держит на своей левой руке. Христос, вполоборота к Богоматери, простирает к ней правую руку с благословляющим жестом, ладонью вверх; в левой руке держит свиток.

Богоматерь одета в коричневый мафорий с изумрудно-зеленой изнанкой. Изнанка мафория видна в широких, откинутых отворотах. Чепец и хитон ее ярко-синие. с. 269
с. 270
¦
На хитоне и мафории охряная кайма с «жемчугами». Разделка каймы и кисти мафория — ярко-желтые, это краска типа аурипигмента.

Христос в изумрудно-зеленом хитоне с мелким киноварным орнаментом (треугольники, кружочки, штрихи). Хитон Христа желтый, на нем ярко-желтые высветления (типа аурипигмента). Клав желтый с «ассистом». Рисунок одежд свободный, края мафория даны в виде орнаментальных фестонов.

Лики исполнены по светлому оливковому санкирю розовой охрой, с растертыми белильными «движками». На руках Богоматери подчеркнуто строение суставов. Нимбы в настоящее время левкасные с пятнами поздней охры, но были золотыми (?), оконтурены двойной графьей с канфаренными точками. Фон киноварный. Поля желтые. По лузге узкая белильная рамка. Вокруг всей иконы киноварная обводка.

Надписи белилами (титла утрачены):

Иконография.

Тип поясного изображения Богоматери, как в издаваемой иконе из Петрозаводского музея, принято называть «Богоматерью Грузинской». Его признаки: младенец на левой руке, Богоматерь обращена вправо от зрителя, Богоматерь и Христос слегка повернуты друг к другу, мафорий имеет характерный рисунок и свободно спускается с головы, позволяя видеть в симметричных отворотах яркую изнанку. Зеркальный перевод этого типа называют «Богоматерью Иерусалимской». В. И. Антонова и Н. Е. Мнева указывают, что наименование «Грузинской» данный иконографический тип получил в относительно позднее время1. В силу этого к иконам XV в., подобным издаваемой иконе из д. Усть-Колода, такое наименование иконографического типа применимо лишь условно.

1

Ср. также:

В. И. Антонова и Н. Е. Мнева отмечают, что иконографический тип Богоматери Грузинской, или Иерусалимской, получил относительно большое распространение в Новгородской области и на севере, что объясняется, по мнению авторов, наличием древней чтимой иконы такого типа в Софийском соборе в Новгороде2. Правда, новгородские иконы из ГТГ, изданные в каталоге 1963 г. как памятники XV в. —

являются, как можно сейчас утверждать, произведениями XVI в.

представляет собой тип «Иерусалимской», однако это икона поздняя, написанная на доске меньшего размера, чем та, на которую был рассчитан оклад (на верхнем поле нет рапорта в правой части).

В свою очередь, в искусстве среднерусских центров встречаются изображения Богоматери, близкие к типу «Грузинской», например

3 Там же, №№ 47, 48.

4 Н. Е. Мнева, В. В. Филатов. Икона Петра и Павла Новгородского Софийского собора. — «Из истории русского и западноевропейского искусства». Статьи и материалы. М., 1960, илл. с. 97.

6 Т. В. Николаева. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977, № 124.

Таким образом, об особой распространенности данного иконографического типа в Новгороде, по сравнению с другими центрами, а также о характерности этого типа для ранних страниц новгородского искусства можно говорить лишь с известными ограничениями.

О типах изображения Богоматери в новгородском искусстве см. также кат. № 34.

Датировка и атрибуция.

Система рисунка и композиционных пропорций, а также колорит, основанный на сопоставлении очень ярких цветовых плоскостей, свидетельствуют о создании иконы в XV в. в пределах новгородского художественного круга.

Некоторые особенности говорят о том, что икона написана не в конце XV в., а ранее. Так, облик Христа своеобразен и очень индивидуален, в произведениях конца XV в. он более стандартен (ср. «Богоматерь с младенцем» в Вологодском музее, кат. № 67). Трактовка фигур еще достаточно ясно и энергично передает соотношение пространственных планов. Рисунок рук, с заостренными пальцами, подчеркнутыми суставами, длинными линиями на тыльной стороне ладони, напоминает такой же рисунок в деисусном чине ГТГ с князем Владимиром из собрания И. С. Остроухова (кат. № 4).

Подчеркнутая суровость образов, экспрессивность живописи, повышенная контрастность цветовых сочетаний говорят о принадлежности иконы к искусству новгородской провинции, точнее — к искусству северных областей Новгородской земли, где икона и была обнаружена. В этом отношении характерна тенденция к симметрии (ср. положение рук Богоматери) и орнаментальность рисунка (очертания краев мафория).

Сочетанием киновари с изумрудно-зеленым цветом «Богоматерь с младенцем» напоминает икону «Апостолы Петр и Павел» из д. Пяльма (кат. № 42), происходящую из того же Пудожского района. Возможно, на восточном берегу Онежского озера, где сейчас располагается Пудожский район, существовала в XV в. какая-то мастерская (или несколько мелких мастерских), где были созданы эти сходные по колориту произведения. Строгим выражением лика и крупностью его черт, а также системой «вохрения» при помощи длинных мазков «Богоматерь с младенцем» несколько напоминает икону неопределенного художественного круга — «Богоматерь Умиление», типа Ярославской (с орнаментированным нимбом), поступившую в ГТГ из ГИМ и относимую ранее к тверской школе7 (см. о ней Предисловие к каталогу).

Литература.

с. 270
 
¦


Литература