Наверх (Ctrl ↑)

Апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород (северная провинция)

Середина — вторая половина XV в.

Дерево, темпера.
52.5 × 32.5 × 2.2 см

Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск, Россия
Инв. И-313

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 267
¦
42. Апостолы Петр и Павел
(стр. 110–111; 166; илл. стр. 476)
Музей изобразительных искусств Карельской АССР в Петрозаводске, инв. И-313.
Вторая половина XV в.
Новгород, северная провинция.
52 × 31.

Происхождение. Из Ильинской часовни в д. Пяльма Пудожского района Карельской АССР. Из той же часовни происходит «Илья Пророк», кат. № 14. Вывезена экспедицией Петрозаводского музея в 1963 г. при участии Г. В. Жаренкова и М. Н. Анисимовой.

Раскрыта в ГРМ в 1964 г. Н. В. Перцевым.

Доска липовая, цельная, с одной несквозной шпонкой посредине. Ковчег почти незаметен. Паволока не просматривается (вероятно, отсутствует).

Сохранность. По краям доски большие вставки позднего грунта и живописи; наиболее крупные — вдоль правого края (захватывает локоть и ногу Павла) и на нижнем поле. Много мелких потертостей и тонировок.

Описание.

Фигуры в рост, фронтально, ноги апостолов слегка повернуты к центру композиции. Петр левой рукой держит свернутый свиток, правой в благословляющем жесте чуть касается этого свитка. Павел обеими руками держит перед собой Евангелие. Оба апостола облачены в голубые хитоны с желтыми клавами. Гиматии наброшены на одно плечо. У Петра гиматий в тенях серый с лиловыми контурами, а в наиболее освещенных местах — на выставленном вперед бедре и колене — желтый. У Павла гиматий лиловый, а на выставленном вперед бедре и колене — также желтый, но с зеленоватыми высветлениями, отчего оттенок кажется иным, чем у Петра.

Лики исполнены по светлому зеленоватому санкирю светлой розовой охрой; в письме ликов использованы притенения, подрумянка, короткие парные «движки». Описи черт коричневые. Зрачки отмечены черными точками.

Нимбы золотые, обведены тройной графьей. Позем зеленый в два тона (темно-зеленый и изумрудный). Фон киноварный. Поля желтые, на верхнем поле сохранилась красно-коричневая опушь. с. 267
с. 268
¦

На фоне надписи белилами:

Иконография.

Парные изображения верховных апостолов Петра и Павла, известные с глубокой древности1, появляются на Руси уже в домонгольское время. Наиболее типичны композиции с фигурами, слегка повернутыми друг к другу. Тем самым передается духовное единство обоих апостолов — Павла, ученого, изображающегося с книгой, и Петра, более открытого и импульсивного (он изображался с ключами от райских врат и со свитком).

1 Память 29 июня. Об иконографии Петра и Павла, называвшихся «князьями воинства Христова», см.:

  • F. Gerke. Duces in militia Christi. Die Anfänge der Petrus — Paulus Ikonographie. — «Kunstchronik», 7, 1954, S. 97 ff.

Из последних работ см.:

  • М. Татић-Ђурић. Икона апостола Петра и Павла у Ватикану. — «Зограф», 3. Београд, 1967, с. 12–14.
2
  • Н. Е. Мнева, В. В. Филатов. Икона Петра и Павла Новгородского Софийского собора. — «Из истории русского и западноевропейского искусства». Статьи и материалы. М., 1960, с. 81–102;
  •  В. Н. Лазарев. Новгородская иконопись. М., 1969, табл. 1.

Другой тип изображения, также издавна существовавший, — фронтальные фигуры. Ср., например,

В позднепалеологовскую эпоху господствуют изображения обращенных друг к другу Петра и Павла. См. иконы

Изображения Петра и Павла в этих произведениях в XIV и особенно в XV в. становятся очень близки к одноименным фигурам в деисусных чинах, именно в этот период получающих большое распространение (ср. позы, атрибуты) (илл. стр. 268). с. 268
с. 269
¦

5 G. et M. Sotiriou. Icones du Mont Sinaï, I, II. Athènes, 1956, 1958, I, fig. 224.

6 «L’art byzantin — art européen». Athènes, 1964, № 228.

7 М. А. Ильин. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. Проблемы, гипотезы, исследования. М., 1976, табл. 41.

В иконе из Пяльмы головы и торсы апостолов даны фронтально, тогда как ноги — в ракурсе. Вероятно, прототипом иконы послужила композиция с трехчетвертным поворотом фигур к центру, друг к другу, которую северный мастер изменил, поскольку в северном искусстве народного типа наиболее популярны были фронтальные изображения святых.

Почитание апостолов Петра и Павла было очень распространено в Новгороде. Основа почитания была заложена еще в XI в., в эпоху создания большой иконы Софийского собора. Еще в XIX в. в Новгороде сохранились реплики и варианты софийской иконы «в меньшем виде»: в церквах Петра и Павла на Славне, Николы Белого, Антониевом монастыре8. Петру и Павлу было посвящено несколько новгородских храмов — на Синичьей горе, на Славне, в Кожевниках.

В среде северных крестьян культ Петра и Павла приобретал особый характер: Петр почитался как покровитель рыболовов, как защитник от змей, а культ обоих апостолов соотносился с летними работами, в частности с сенокосной страдой, с которой по времени совпадал праздник Петра и Павла 29 июня9.

Датировка и атрибуция.

В литературе нет расхождений касательно датировки и атрибуции иконы, всегда относимой к XV в., к искусству северной провинции Новгородской земли. Исключение составил Н. В. Перцев ([1977], с. 86), попытавшийся рассматривать икону «Петр и Павел» как не имеющую отношения к Северу. «Апостолы Петр и Павел» из Пяльмы являются характерным примером своеобразной переработки традиций новгородского искусства в провинциальной среде, что сказалось и в композиционно-иконографической схеме, и в элементах формы и образа.

Для типа фигур и драпировок ср. изображения Иоанна Богослова и преподобного Евфимия на обороте серебряного оклада византийской иконки Богоматери в Гос. Оружейной палате10 (илл. стр. 268).

10 Т. В. Николаева. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV — первой четверти XVI в. М., 1971, № 17, табл. 13.

Датировка «Апостолов Петра и Павла» второй половиной XV в. обусловлена письмом ликов с сухими каллиграфическими «движками».

Выставки.

Литература.

с. 269
 
¦


Литература