Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Знамение с избранными святыми

Артосный панагиар

Богоматерь Знамение с избранными святыми
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород

Середина XV в.

31.5 × 31.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12013

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

Богоматерь Знамение1 с избранными святыми.

1 Истоки иконографии Богоматери Знамение (знак, обозначение чуда) восходят к древнехристианскому искусству. Эта композиция получила развитие на Руси и исторически связана с иконой XII в. (Знамение, на обороте Петр и Наталия, собр. НГМ), по легендарному преданию чудесным образом спасшей Новгород при осаде его суздальцами в 1169 году (см. описание иконы «Битва новгородцев с суздальцами», № 103). В русских иконостасах, сложившихся в XIV в., композиция Богоматерь Знамение стала занимать центральное место в пророческом ряде, олицетворяя пророчества о рождении Христа (Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. II, Пг., 1915, стр. 103–123; В. Н. Лазарев, Новгород Великий, М.–Л., 1947, стр. 45; L. Оuspenskу und W. Lossky, Der Sinn der Ikonen, 1952, стр. 78–79).

Артосный панагиар2. Середина XV века. Новгородская школа.

2 Панагиар — блюдо, на котором выносилась просфора в честь Богоматери.

В центре, в большом круге — поясная, в фас Богоматерь с младенцем на груди. Богоматерь вписана в славу — восьмиугольную звезду, окруженную серафимами. По сторонам, в меньших золотых кругах — поясные фигуры: Иоанна Предтечи, двух архангелов, апостолов Петра и Павла, четырех святителей и преподобного (надписи утрачены). Лица Богоматери и младенца не сохранились (большой выпад красочного слоя). Вохрение остальных лиц светлое, по коричневому санкирю с подрумянкой. Красочная гамма композиции построена на сочетании красных, красновато-коричневых, зеленых и светло-желтых оттенков, золота и белил. Фон между кругами заполнен коричневато-розовыми завитками орнамента. По всей красочной поверхности следы порезов.

Доска липовая, восьмиугольной формы, с чуть выступающими узкими полями. Шпонка врезная, несквозная (утрачена). Паволока, левкас, яичная темпера. 31,5×31,5.

Собр. И. С. Остроухова.

Поступила из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова в 1929 году. [12013]

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 260
¦
36. Артосный панагиар, с изображением «Богоматери Знамение» и святых
(стр. 108; илл. стр. 469)
ГТГ, инв. 12013.
Вторая половина XV в.
31,5 × 31,5.

Происхождение. Из собрания И. С. Остроухова. Поступил в ГТГ из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова в 1929 г.

Раскрыт до поступления в ГТГ. Более точных сведений не имеется.

Доска липовая, тесаная, с гнездом от одной несквозной шпонки посредине. Центральный медальон слегка углублен, по краям панагиара выступающий бортик. Паволока тонкая, холщового переплетения.

Сохранность. В центре, на изображении Богоматери, — большая утрата до паволоки (лики Богоматери и Христа утрачены). Значительные выпады по кольцу вокруг центрального медальона, а также на фигурах Иоанна Предтечи, архангела Гавриила (их лики отсутствуют) и на торсе преподобного в нижней части композиции. Живопись потерта, выбоины. Следы порезов ножом. Золото на фонах медальонов и нимбах полустерто. Имеются отверстия от гвоздей и остатки самих серебряных гвоздей, видимо прикреплявших венцы и оклад на фоне между медальонами. От киноварных надписей остались только следы. Лучше других сохранились изображения апостолов Петра и Николы. Все края панагиара оббиты.

Описание.

Панагиар восьмигранный, с чуть приподнятым бортиком. В центре круглое углубление, где размещен медальон с изображением «Богоматери Знамение», заключенный в два взаимно пересекающихся ромба. В красном ромбе в углах символы евангелистов (почти полностью стерты), в зеленом ромбе изображений нет. На тех участках медальона, которые остались за пределами ромбов, изображены зеленые херувимы. Богоматерь в лилово-коричневом мафории, в зеленых чепце и хитоне. Христос — в желтом гиматии. Центральный медальон окаймлен золотой полосой (золото полустерто; возможно, здесь была подпись «Честнейшую херувим...», однако следов ее не осталось).

На остальной поверхности панагиара располагаются десять медальонов с поясными изображениями святых. Вверху в центре — фронтально Иоанн Предтеча, в зеленой милоти и розово-желтом гиматии, на свитке надпись:

(ср. Иоанн, 1, 29: «Се агнец Божий, вземляй грехи мира»). Ниже, ярусами, в трехчетвертном повороте к центру, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители (отождествляемые по иконографическим типам) Никола и Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий. В нижнем среднем медальоне — поясное изображение неизвестного преподобного, без куколя, с большим лбом, округлой седой бородой. Одежды красные, зеленые, желтые, розовые, краснокоричневые, нескольких оттенков, с энергичными пробелами. Святители Никола и Василий Великий — в крестчатых фелонях, а Иоанн Златоуст и Григорий Богослов — в красно-коричневых саккосах.

Лики исполнены розовой охрой по светло-коричневому санкирю, с подрумянкой и мелкими парными «движками».

Фоны медальонов были золотыми, нимбы также золотыми, обведены графьей. Фон панагиара между медальонами покрыт орнаментом в виде кирпично-красных, розовых и белых разводов (прототип орнамента — либо «мраморировка», либо растительные мотивы).

В медальоне с апостолом Павлом слева красные буквы:
[ ]ЛЪ

Иконография.

Панагиар (или панагия) — сосуд в виде двух створок (плоских блюд, одно из которых служит крышкой) для возношения богородичного хлеба — треугольной частицы, вынутой из испеченной богородичной просфоры. При обряде читались молитвы в честь «Троицы» и Богородицы, поэтому на створках панагиара помещались соответствующие изображения. Название сосуда происходит от греческого наименования Богоматери — «Панагия» («Всесвятая»). Наиболее подробное истолкование чина содержится у Симеона Солунского1. Издаваемый панагиар и подобные сосуды, как с. 260
с. 261
¦
правило, называют артосными панагиарами (ср.: В. И. Антонова, Н. Е. Мнева [1963], I, № 58), однако артос — это особый пасхальный хлеб, и нет уверенности, что блюда данного типа использовались именно для артоса2. От панагиаров произошел тип путных и наперсных панагий3. Блюдо могло не иметь крышки, в таком случае панагиар накрывался шитой пеленой с соответствующим изображением.

2
  • П. В. Покровский. Древняя Софийская ризница в Новгороде. — «Труды XV Всероссийского археологического съезда в Новгороде», I. М., 1913, с. 79.

3 Некоторые сохранившиеся панагиары см.:

Сохранившиеся панагиары, как правило, металлические, реже — резные из камня или кости. Деревянные, с изображениями темперой по левкасу, — относительно редки. Кроме издаваемого, это

5

На русских панагиарах и нагрудных панагиях Богоматерь чаще всего изображается в типе «Знамения», в тетраморфе или без него. Однако в искусстве византийского круга есть и примеры иных изводов

Избранные святые на полях издаваемого панагиара составляют чин, где изображения расположены по их иерархии: архангелы, апостолы, святители. Вверху посредине Иоанн Предтеча, поскольку Спас и Богоматерь изображены в центре. Надпись на свитке Предтечи, имеющая евхаристический оттенок, соотносится с определенным оттенком в назначении панагиара. Фигура преподобного внизу, очевидно, связана с местным (монастырским?) почитанием.

Своеобразный характер повреждений указывает на назначение панагиара: следы порезов ножом, утрата в центре.

Датировка и атрибуция.

В отличие от В. И. Антоновой и Н. Е. Мневой [1963], датирующих панагиар серединой XV в., произведение отнесено к несколько более позднему времени на основании стиля.

Лики апостола Петра и Николы похожи по типам и живописным приемам на лик Григория Двоеслова в миниатюре Творений Григория Двоеслова, второй половины XV в., ГБЛ, ф. 209, собрание П. А. Овчинникова, № 794, л. 1 об.

Изображения на панагиаре отчасти похожи также на фигуры в иконе «Рождество Богородицы» (кат. № 56).

Литература.

с. 261
 
¦


Литература