Наверх (Ctrl ↑)

Царевич Димитрий

Крышка раки

Царевич Димитрий
Изображения с более высоким разрешением:

Овдокимов Гаврила (XVII в., Москва), Алексеев Павел, Алексеев Дмитрий (XVII в., Москва), Коровников Василий, Иванов Тимофей, Малосолец Василий (XVII в., Москва)
Школа или худ. центр: Москва

1628–1630 гг.

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, стекла, дерево, ткань; чеканка, литье, резьба, эмаль, канфарение, золочение.
157 × 60 × 4 см

Архангельский собор Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. МР-9989

См. в «Галерее»:

 Иконописцы царя Михаила Романова 2007 

Москва, 1628–1630, мастера — Павел Алексеев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец под руководством Гаврилы Овдокимова.

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, стекла, дерево, ткань; чеканка, литье, резьба, эмаль, канфарение, золочение.

157×60

Инв. № МР-9989

По приказу царя Михаила Федоровича группой ювелиров под руководством Гаврилы Овдокимова была создана в 1628–1630 гг. рака для мощей благоверного царевича Димитрия, которые с 1606 г. находились в Архангельском соборе Московского Кремля. На ее крышке помещена горельефная фигура юного царевича в нарядной шубе с длинными рукавами, с ожерельем, в короне с городчатым нижним поясом, завершающейся крестом. Фигура царевича прекрасно моделирована и почти приближается к круглой скульптуре. Детское лицо Димитрия, округлое, со слегка выпяченной нижней губой, широко открытыми глазами создает впечатление некоторой портретности образа. Ювелир тщательно передает в чеканке ритмичный узор на одеждах царевича, подражающий орнаментации итальянских тканей эпохи Ренессанса. На полях в круглых медальонах представлены Богоматерь, Иоанн Предтеча и святые покровители членов семьи царя Михаила Федоровича: преподобный Михаил Малеин, святая Евдокия, святой Алексий Человек Божий, святая Ирина, мученик Федор Пергийский, преподобная Ксения.

Иконография царевича Димитрия Угличского сложилась вскоре после его канонизации в 1606 г.1 Первые иконы этого святого появились в 1606–1610 гг. Рака принадлежит к ранним произведениям с изображением св. Димитрия. Иконографические варианты ростовых изображений этого святого отличаются положением рук. На раке у благоверного царевича Димитрия руки сложены крестообразно, что свидетельствует о связи с погребальным обрядом.

1 Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 2005. С. 163.

В XVIII в. крышка раки стояла вертикально в одном киоте с иконой царевича Димитрия, а в XIX в. ее поместили непосредственно над ракой с мощами в Архангельском соборе Московского Кремля. Во время захвата его войсками Наполеона в 1812 г. сама рака исчезла, а крышка при приближении неприятеля была спрятана и потому сохранилась до наших дней2.

2 Священник Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле Иван Яковлев отбил мощи царевича Димитрия у старообрядцев и спрятал их за иконостасом над царскими дверями в Вознесенском соборе. Похитители избили его, и он скончался в доме своего брата священника Василия Яковлева, завещав ему донести преосвященному Августину (Виноградскому) о месте нахождения мощей (Розанов Н. П. История Московского епархиального управления, со времени учреждения Синода (1721–1821 гг.). М., 1871. Ч. 3, кн. 2. Примечания. С. 37, № 88. Дело об обретении мощей царевича Димитрия в 1812 г.).

Рака отреставрирована в 1985 г. реставратором Н. И. Долговым в Музеях Московского Кремля.

Литература