Ушаков Симон Федорович (?)
Школа или худ. центр: Москва (иконописная мастерская Оружейной палаты)
1670-е годы
Собрание В. В. Бардзимашвили, Россия
См. в «Галерее»:
135. Симон Ушаков (?)
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ152
1670-е гг.
Москва, иконописная мастерская Оружейной палаты
41,3 × 34,7 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. В. Бардзимашвили]
152 На обороте иконы имеется изображение Голгофского креста, современное живописи лицевой стороны.
Происхождение: Вывезена из Новгородской области.
Сохранность: Утрата левкаса по ожогу вдоль нижнего края. Небольшие старые вставки с поновительской живописью (две на левой щеке и одна над переносицей). Утраты золота на нимбе. На обороте крупные утраты левкаса и живописи в нижней части.
Реставрация: Раскрыта С. Павицким в 1998 году.
Иконография традиционна для живоподобных изображений Нерукотворного Спаса мастеров Оружейной палаты. Уникальная особенность — узкая полоса терракотового фона с серой тенью от плата: мастер как бы изобразил образ, помещенный в нише из кирпича — «чрепия», на котором, по преданию, чудесным образом остался отпечаток Святого Убруса. Икона по стилю и технике письма чрезвычайно близка целому ряду аналогичных подписных произведений Симона Ушакова 1670-х годов: из ризницы Троице-Сергиева монастыря 1673 г. (ГТГ), из Смоленска 1678 г. (ГТГ), из Александровой слободы ок. 1670 г. (ГИМ) и др. В то же время, в ней присутствуют детали, которые не встречаются на других образах (разделка плата в золотую крапинку, терракотовый фон), что в целом также характерно для Симона Ушакова, который никогда полностью не повторял себя в подобных многочисленных образах. Очевидно, данная икона имела автограф Симона Ушакова, который был утрачен в связи с ожогом доски по нижнему краю.
Сравнительное технико-технологическое исследование публикуемого памятника153 подтвердило его сходство с подписными произведениями Симона Ушакова.
153 Проведено в 2001 году В. П. Голиковым (Институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева)
В. М. Сорокатый