Наверх (Ctrl ↑)

Троица Ветхозаветная, в деяниях

Троица Ветхозаветная, в деяниях
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Центральная Россия

Конец XVII — начало XVIII вв.

Дерево, левкас, темпера.
112 × 85.4 см

Собрание К. В. Воронина, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

138. ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ, В ДЕЯНИЯХ

Конец XVII — начало XVIII века
Центральная Россия
112,0 × 85,4 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание К. В. Воронина]

Происхождение: Приобретена в Ивановской области в 2001 году.

Сохранность: Небольшой скол левкаса на левой ноге Авраама внизу слева. Левкасные тонированные вставки на нижнем поле, на правом поле внизу, на одеждах Сарры, по стыку досок вверху в центре на изображении дуба (с реконструкцией живописи). Мелкие тонированные утраты красочного слоя. Утраты черневого рисунка по золотым деталям. Потертости золота на нимбах и на двойнике фона, золота и серебра в разделках одежд. Незначительные остатки старого покрытия.

Реставрация: Реставрирована М. Н. Тимохиным в 2002 году. с. 238
с. 239
¦

В иконе использован развернутый извод со сценой гостеприимства Авраама и деяниями Троицы, помещенными в верхней части композиции в пейзажном и архитектурном фоне. Слева от Мамврийского дуба — заклание тельца Авраамом, Сарра и служанка готовят трапезу, Авраам омывает ноги ангелам. Над Авраамом в сцене гостеприимства представлена Сарра, смотрящая на путников в окно. Справа от дуба — Авраам ведет Исаака на заклание, Жертвоприношение Авраама, Авраам провожает ангелов, Лот встречает ангелов, Авраам встречает ангелов. По левому краю подробно представлена гибель Содома: горящий город, жена Лота, превратившаяся в столп, и шествие Лота с дочерьми, ведомых ангелами. Столь подробный рассказ встречается на иконах подобной схемы этого времени редко. Обращает внимание, что в сценах встречи и проводов ангелов Лот и Авраам изображены дважды — стоящими и припадающими. В сцене заклания тельца присутствует уникальная деталь — за спиной Авраама изображены еще два тельца, один из которых прикрыл глаза от страха или горя.

Стиль письма иконы находится под сильным воздействием столичной живоподобной манеры.

Н. И. Комашко


Литература