Наверх (Ctrl ↑)

Иоанн Богослов в молчании

Иоанн Богослов в молчании
Изображения с более высоким разрешением:

Архиповский Максим Федоров
Школа или худ. центр: Романов-Борисоглебск

1826 г.

Дерево, левкас, темпера.
31.5 × 27 см

Собрание И. В. Арсеньева, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

94. Максим Федоров Архиповский
ИОАНН БОГОСЛОВ В МОЛЧАНИИ
104

1826 год
Романов-Борисоглебск105
31,5 × 27,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание И. В. Арсеньева]

104 Икона хранится в окладе 1838 года ярославской работы (мастер М. В. Криворогов, пробирер Н. В. Люсинов) и киоте конца XIX — начала XX века.

105 Первая атрибуция иконы была сделана И. Л. Бусевой-Давыдовой.

Происхождение: Неизвестно. Приобретена в Москве в 1998 году.

Сохранность: Мелкие утраты левкаса по краям. Трещины левкаса по трещинам доски внизу, а также в центре и на полях. Мелкие выпады красочного слоя на левой руке и на одеждах внизу. Повреждения золота на фоне и нимбе.

Реставрация: Не реставрировалась.

На обороте чернильная надпись XIX века: «Выменена 14-го февраля 1826-го года С. Кочетовымъ. Писано романоборисоглебским купцом Максимомъ Архиповским».

Иконография «Иоанн Богослов в молчании» известна в русском искусстве с конца XVI — начала XVII века. Ее особенностью является жест правой руки Иоанна, подносящего к устам пальцы в именословном сложении, а в более позднее время — изображение ангела за левым плечом евангелиста, как бы диктующего ему текст Писания. Этот сюжет был особенно любим в старообрядческой среде, где, очевидно, и получил свое наименование.

Икона написана мастером-старообрядцем Максимом Федоровичем Архиповским, работавшим в Романове-Борисоглебске в первой половине XIX столетия и происходившим из семьи потомственных иконописцев, как свидетельствует надпись на иконе, принадлежал к купеческому сословию106. Известны его подписные произведения: «Священномученник Харлампий» 1824 года (ГРМ — ?), «Исаакий Далматский в житии» 1833 года (филиал ГТГ «Музей-квартира П. Д. Корина»), «Архангел Михаил со святыми Леонтием Ростовским и Иоанном Кушником» 1830-х годов (собрание В. А. Бондаренко)107. Его рисунки иконных образцов хранятся в собрании ГИМ108.

106 Морозова З. П. Иконописцы города Романова-Борисоглебска. // II Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой. Ярославль 1998. С. 81–92.

107 См. кат. 31.

108 Иконные образцы XVII — начала XIX века: Каталог датированных и подписных иконных образцов. / Пред. и сост. З. П. Морозовой. М. 2003. Кат. 13–15.

Манера живописи иконы близка к стилю указанных произведений и подтверждает справедливость сохранившейся на обороте надписи. Образу свойственны мастерски выверенное построение объема, точность и выразительностью линии, светящиеся «эмальерные» краски. Икона отличается высоким качеством исполнения, свидетельствующем не только о высоком мастерстве Максима Архиповского, но и об общем высоком уровне иконописания в Романове-Борисоглебске.

Н. В. Герасименко


Литература