Василий Р.
Школа или худ. центр: Павлово на Оке
1813 г.
Собрание В. М. Федотова, Россия
См. в «Галерее»:
65. Василий Р.
ОТЧЕ НАШ
1813 год
Павлово
72,1 × 62,8 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. М. Федотова]
Происхождение: Вывезена из села Павлово (Нижегородская область). По сведениям прежнего владельца, до конца XX века хранилась в семье потомков заказчика поновления. Приобретена в Москве в 2003 году.
Сохранность: При поновлении начала XX века доска обложена по полям деревянными пластинами (первоначально не имела ковчега). Небольшие тонированные сколы левкаса на полях. Вставки и тонировки по стыку досок вверху слева. Мелкие тонированные утраты красочного слоя. Потертость золота.
Реставрация: В начале XX века была поновлена и прописана маслом. Полностью раскрыта до поступления в коллекцию. Реставрация завершена в 2003 году.
На нижнем поле надпись: Написасѧ сеи честныи ѡбразъ [1813]. года юнѧ [5] днѧ писал села Павлова мастеръ Василїй Р[…] ав [1914(?)] года юнѧ [15] днѧ по заказꙋ К. А. Огурцова. Починилъ и исправилъ иконописецъ М. Н. Разсадинъ.
Иконы на сюжет молитвы «Отче Наш» появились в русской иконописи в третьей четверти XVII века73 у мастеров Оружейной палаты, в последующее время встречаются достаточно редко. Композиция делится на девять клейм, иконография которых восходит к западноевропейским гравюрным образцам. Особенно это заметно в последнем клейме, где воспроизведена латинская надпись «regnum» (царствие) на ленте, опоясывающей вселенную.
73 Наиболее ранний пример — икона из церкви Григория Неокесарийского в Москве 1668–1669 гг. (ГРМ).
Икона написана в нижегородском селе Павлово на Оке, где иконописание известно, по крайне мере, с начала XVII века, и уроженцем которого был знаменитый царский изограф Никита Павловец. Ей присущи все особенности этого иконописного центра, в первую очередь, насыщенность орнаментом гравюрного типа, ориентация на приемы миниатюрного строгановского письма, активное использование цветных лаков. Автор иконы не известен по другим произведениям. Возможно, его фамилия реконструируется как Рассадин, поскольку известны случаи поновления подписных икон детьми и внуками написавших их иконописцев. Это тем более вероятно для тех художественных центров, где издавна существовали династии иконописцев.
Н. И. Комашко