© Кузнецова О. Б., 2005
© Федорчук А. В., 2005
© Ярославский художественный музей, 2005
© Издательство «Северный паломник», 2005
© Обух С. В., фотографии, 2005
Школа или худ. центр: Ярославль
Последняя четверть XVIII — начало XIX вв.
Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-1239; КП-53403/1107
Реставрация: 1973 Рыбцева Л. Д.
См. в «Галерее»:
Богоматерь Владимирская, с клеймами чудес
Дерево, темпера; 102 × 83.
Инв. № ЯХМ И-1239.
Происходит из села Курба Ярославской области (церковь не установлена).
Поступила в музей в 1970 году.
Реставрировалась в 1973 году Л. Д. Рыбцевой.
Изображение в среднике является репликой чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская» (ныне хранится в Третьяковской галерее), написанной в первой трети XII века в Константинополе и принесенной на Русь, в Киев, около 1130 года. Название иконы связано с тем, что в 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес ее из Вышгорода близ Киева во Владимир на Клязьме. В 1395 году чудотворный образ был перенесен в Москву и впоследствии стал палладиумом столицы, главной святыней Русского государства, почитание которой выразилось в создании многочисленных списков.
Как свидетельствует Сказание об иконе Богоматери Владимирской, почти сразу после перенесения чудотворной иконы во Владимир она стала почитаться как заступница Владимиро-Суздальской земли и покровительница русского воинства. Так, в 1164 году Андрей Боголюбский взял образ Богородицы в поход на волжских булгар. Перед сражением князь обратился к иконе с молитвой, сказав: «Богородица Владычица, родившая Христа Бога нашего, всякий уповающий на тебя не погибнет». По преданию, лучи сияния, испускаемые иконой, ободрили князя и его войско, и они разбили булгар. В тот же день, когда Андрей Боголюбский одержал победу над булгарами, византийский император Мануил разбил турок сарацин силой Животворящего Креста Господня. Принято считать, что в память об этих чудесах император Мануил и Андрей Боголюбский установили два праздника, отмечаемых 1/14 августа: праздник Происхождения честных древ Креста Господня и праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.
В 1238 году, во время взятия Владимира Батыем, икона Богоматери лишилась своих драгоценных украшений, но сама осталась невредима — как сообщает Повесть на Сретение Владимирской иконы Богоматери, «на уверение благочестия и на соблюдение земли Русской по благодати, неотступной от той святой иконы».
Русские князья и воины неоднократно прибегали к заступничеству Владимирской иконы в годы ордынского ига. Согласно Сказанию о Мамаевом побоище, в 1380 году великий князь Дмитрий Донской, отправляясь на битву с ханом Мамаем, молился перед этой иконой в московском Успенском соборе и получил благословение митрополита Киприана. Хотя это сообщение представляет собой явный анахронизм (в 1380 году чудотворный образ еще находился во Владимире, а митрополит Киприан отсутствовал в Москве), оно примечательно как более позднее свидетельство о том, что «Богоматерь Владимирскую» считали святыней, избавляющей государство от врагов.
Повесть на Сретение Владимирской иконы Богоматери связывает с ней спасение Москвы от нашествия завоевателя Темир-Аксака (Тамерлана), вступившего в пределы России в 1395 году. Митрополит Киприан и великий князь Василий Дмитриевич, который, подобно своим прародителям, больше уповал на Бога, чем на собственную силу, повелели принести чудотворную икону из Владимира в Москву. Святыню торжественно встретили в окрестностях столицы, на Кучковом поле, и проводили до Успенского собора.
Повесть сообщает, что в то время, когда жители Москвы встречали икону и молились Богоматери о спасении, Тамерлан, остановившийся близ Ельца, спал в своем шатре. Во сне Тамерлан увидел великую гору и шествующих с ее вершины святителей с золотыми жезлами, а над ними, в лучезарном сиянии, — величественную Деву, которую окружало множество ангелов с устремленными на него пламенными мечами. Тамерлан потребовал истолкования сна у мудрецов, которые сказали, что виденная им Дева есть Мать Бога, защитница русских. Испугавшись поражения, Тамерлан повернул войска и ушел в свою землю. В память этого события на месте встречи чудотворной иконы в Москве был основан Сретенский монастырь.
Последующие случаи избавления столицы от татар также часто связывались с чудотворным образом. Так, чудесной помощи Богоматери, явленной через икону, приписывали победу русских войск над татарами в 1480 году, во время стояния на реке Угре, завершившего освобождение Руси от ордынского ига. Войско хана Ахмата достигло Угры, которую русские называли поясом Богоматери, охраняющим московские владения. Великий князь Иван III со своими полками также подошел к Угре. Оба войска, разделенные рекой, целый день стояли друг против друга в ожидании нападения. Опасаясь того, что татары перейдут на другой берег, великий князь приказал своей дружине отступить от Угры. Татары, посчитав, что их заманивают в засаду, отступили, а затем обратились в бегство. По сообщению некоторых источников, чудотворный образ после событий 1395 года по-прежнему
В 1521 году заступничеством Богоматери, явленным через ее чудотворный образ, Русь была избавлена от нашествия войск крымского хана Махмет-Гирея. Вторжение произошло так быстро, что великий князь Василий III не смог удержать продвижение противника. Враги приблизились к Москве, которая была охвачена смятением. В это время московский юродивый Василий Блаженный, молившийся о спасении столицы, увидел, как Владимирская икона сошла со своего места в Успенском соборе. От образа раздался голос: «Выйду из града со святителями». Тогда же слепая монахиня из кремлевского Вознесенского монастыря увидела сонм выходящих из Кремля святых с чудотворной иконой. У Фроловских ворот их остановили преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Вместе со святителями они умолили Богоматерь оказать помощь городу. Чудотворная икона возвратилась на свое прежнее место в Успенском соборе, а татары отступили от Москвы.
К иконе Богоматери Владимирской обращались с надеждой и молитвой и в Смутное время. По преданию, перед изгнанием поляков из Москвы князем Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым русские воины восклицали: «Лучше нам умереть, нежели предать на поругание Владимирскую икону Пречистой Богородицы».
Перед чудотворным образом в московском Успенском соборе приносили клятву верности Отечеству, совершали чин венчания на царство, молились перед выступлением на врага, избирали русских митрополитов и патриархов. Празднование иконе Владимирской Богоматери как одной из особо чтимых русских святынь совершается трижды в год: 21 мая / 3 июня — в память спасения Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня / 6 июля — в память спасения от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 26 августа / 8 сентября — в память Сретения иконы в Москве и спасения столицы от Тамерлана в 1395 году. В тропаре чудотворному образу поется: «Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же мы, ныне притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: О пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко милосерд».
«Богоматерь Владимирская» относится к иконографическому типу «Умиление». Его важнейшим признаком является изображение объятий Богоматери и Младенца, которое символизирует таинственный союз Церкви и ее Великого Архиерея — Христа, а также служит указанием на грядущую искупительную жертву Спасителя. Особенностью иконы из Ярославского художественного музея является украшающий голову Богоматери чепец с жемчугами, который повторяет драгоценный
К числу интересных деталей публикуемого произведения относится изображение главы небесного воинства архангела Михаила, помещенное в среднике, у левого плеча Богоматери, и, вероятно, напоминающее о видении ангелов с огненными мечами, которые в 1395 году устрашили Тамерлана (Темир-Аксака). Вместе с тем можно предположить, что архангел Михаил был небесным покровителем заказчика иконы.
В клейме 1, выделенном орнаментальной рамкой, представлен образ Богоматери Боголюбской с избранными святыми. Он восходит к византийской иконографии Богоматери Параклесис (Заступницы), или Агиосоритиссы, связанной с почитанием чудотворных реликвий Богородицы — ризы и пояса, которые воспринимались как святыни Константинополя, избавлявшие византийскую столицу от вражеских нашествий. К типу Богоматери Параклесис относится и почитаемая на Руси икона Богоматери Боголюбской, написанная в середине XII века по заказу князя Андрея Боголюбского для Рождественского храма в княжеском замке Боголюбово близ Владимира. Позднее сказание связывает появление этого чудотворного образа с перенесением Владимирской иконы Богоматери во Владимир Андреем Боголюбским. По преданию, кони, которые везли чудотворную икону, остановились у реки Клязьмы и не хотели двигаться с места. Князь Андрей приказал отслужить молебен Богородице, а затем долго молился, уединившись в своем шатре. Уснув, он увидел Богоматерь, «стоящую и в единой руке хартию держащую». Богоматерь велела князю перенести икону во Владимир и основать на месте своего явления храм Рождества Богородицы. Андрей исполнил это повеление и приказал написать икону Богоматери в том виде, в котором она ему явилась. Близ новосозданной церкви он основал свою резиденцию Боголюбово. В память о чудесном явлении было установлено празднество 18 июня / 1 июля.
Изображение Богоматери в клейме 1 публикуемого памятника представляет собой список с чудотворной Боголюбской-Московской иконы, находившейся над Варварскими воротами Китай-города. Эта икона, созданная, очевидно, в царствование Петра I, прославилась после эпидемии чумы 1771 года, незадолго до создания иконы Богоматери Владимирской из села Курба. Композиция клейма указывает на спасительное заступничество Богородицы за русскую столицу, которую символизирует Московский Кремль, представленный в левом нижнем углу. Выше изображена стоящая на облаке Богоматерь, которая воссылает Христу моление о городе. К ней как заступнице за человеческий род обращаются коленопреклоненные святые — митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона и Филипп, московские юродивые Василий и Максим Блаженные, а также Алексий человек Божий, великомученица Варвара, святитель Василий Великий, апостол Петр, преподобномученица Евдокия, святитель Симеон Иерусалимский и Анна Пророчица.
Клейма 2 и 3 иллюстрируют предание о написании Владимирской иконы апостолом Лукой, согласно которому Богоматерь, посмотрев на свое изображение, благословила творение апостола и сказала: «Благодать родившегося от меня и моя да будет с сей святой иконой». Клеймо 4 посвящено перенесению иконы из Византии на Русь. Три следующих клейма (5–7) рассказывают о чудесном стоянии образа на воздухе в вышгородском храме, которое было истолковано как недовольство Богоматери пребыванием иконы в Вышгороде и стало поводом для ее перенесения во Владимир князем Андреем Боголюбским. Клейма 8–10 также связаны с князем Андреем, который в надписях по неизвестной причине назван просто «господином»: они изображают моление князя перед иконой в Вышгороде и чудесное спасение утонувшего слуги при перенесении иконы во Владимир. В клеймах 11 и 12 представлены события 1395 года: отступление войска Тамерлана (Темир-Аксака) от Москвы и Сретение Владимирской иконы Богоматери.
Колорит иконы, в котором жемчужно-серые, бледно-розовые и голубые тона сочетаются с яркой киноварью, восходит к традициям иконописи эпохи барокко. Пестрая цветовая гамма, упрощенная живопись клейм и орнаментов выдают руку мастера, который работал не в самом Ярославле, а в его окрестностях. Подробные надписи, выполненные полууставом с киноварными буквицами, свидетельствуют о стремлении объяснить каждое изображение.
Перечисленные художественные особенности были характерны для иконописи последних десятилетий XVIII века, однако в провинциальном искусстве они могли удерживаться вплоть до начала XIX столетия. Отсутствие сведений о происхождении иконы и ее заказчике оставляет открытым вопрос о времени и обстоятельствах ее создания. Вместе с тем состав клейм, подчеркивающих покровительство Богоматери и ее чудотворного образа Москве, позволяет предположить, что икона из ярославского села Курба была написана в память об изгнании наполеоновской армии из России. На это могут указывать, прежде всего, сюжеты двух последних клейм — так, примечательно, что в сцене отступления Тамерлана от Москвы, в отличие от аналогичных сцен в других памятниках, представлено не явление Богоматери с ангелами спящему полководцу, а образ Владимирской Богоматери, окруженный языками пламени, и воины Тамерлана, в страхе секущие друг друга. Эта деталь могла отражать народное осмысление пожара Москвы и бегства французской армии из России. Последнее клеймо с изображением Сретения Владимирской иконы в Москве в 1395 году перекликается с известным фактом из истории Отечественной войны 1812 года. Во время нашествия французов икону «Богоматерь Владимирская» отправили во Владимир, где она находилась около двух месяцев, с 2 сентября по 20 октября. Возвращение чудотворного образа в древнюю столицу могло восприниматься как повторение принесения иконы в Москву в 1395 году.