- 2500 x 4014 пикс. [1579 кб]
- 1300 x 1971 пикс. [963 кб]
(Подборка изображений икон издательства «Белый город»)
- детали (4)
- дополнительные изображения (1)
Дионисий
Школа или худ. центр: Москва
1500 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 29554
Из праздничного чина Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря, основанного в 1415 году учеником Сергия Радонежского Павлом Обнорским († 1429).
На верхней перекладине креста надпись красными буквами: Ц[А]РЬ СЛАВЫ.
Одной из наиболее близких иконографических аналогий иконе Дионисия является византийская икона последней трети XIV века из собрания Мараевых (ГТГ).
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:1500 г. Дионисий.
На высоком, тонком, исчерна-зеленом кресте распято тело Христа. Пропорции его удлиненные и изысканные, голова небольшая. Крест утвержден среди мелких уступов невысокой Голгофы, над зияющей черной пещерой, в которой можно различить «лоб адамов». За крестом высится иерусалимская стена; на ее фоне по обе стороны креста изображены предстоящие Распятию. Слева прижавшую ладонь к щеке Богоматерь обеими руками поддерживает приникшая к ней Мария Магдалина. Откинувшись назад, Богоматерь касается рукой ее одежды. Очертания стоящих позади стройных тонких фигур двух других Марий (Клеоповой и Иаковлевой) усиливают выражение скорби, переданное жестами Богоматери. Справа поник, прижав руку к груди Иоанн. Очерчивающие его линии подчиняются ритму группы горюющих женщин. Стоящий за Иоанном Лонгин сотник, подобно Богоматери, откинулся назад. Держа перед собой небольшой круглый щит, он, широко расставив ноги, поднял вверх голову, окутанную белой повязкой, закрывающей также и шею. Различие поз Иоанна и Лонгина создает своеобразную цезуру в ритме1, владеющем фигурами предстоящих. Над головами предстоящих — ангелы, которые сопровождают олицетворения прилетающей Церкви нового завета и улетающей ветхозаветной церкви — Синагоги. Вверху, над длинным поперечным перекрестьем, к осененной широким золотым нимбом поникшей голове Христа слетают с обеих сторон оплакивающие его ангелы. Плави лиц и тела Спаса исполнены золотистой охрой, с легкой подрумянкой по оливковому санкирю. Цвета одежд — светлые,
1 Цезура в ритме присуща многим композициям Дионисия, исполненным им в фресках Ферапонтова монастыря.
Доска липовая, шпонки врезные, более поздние, верхняя — сквозная. Правое поле опилено. Паволока, левкас, яичная темпера. 85 × 52.
Происходит из иконостаса Троицкого собора Павлова-Обнорского монастыря2, потом находилась в Вологодском музее.
2 См. № 276 — Спас в силах, средник деисусного чина того же иконостаса, имеющий на обороте надпись о том, что Дионисий написал в 1500 г. «деисус и праздники и пророки» этого иконостаса. Распятие находилось в праздничном ряду.
Поступила через ГРМ с заграничной выставки в 1934 году. [29554]
1500 год. 85×52. Третьяковская галерея, Москва [29554].
Из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря, основанного в 1415 году учеником Сергия Радонежского Павлом Обнорским (умер в 1429 году). Сохранность хорошая. Фон и поля были золотыми. На фоне следы от гвоздей оклада. Левкас на нижнем и правом полях утрачен. Левое поле опилено. Так как Троицкий собор, откуда происходит «Распятие», был построен в 1505–1516 годах Василием III, то дата (1500 год) на обороте «Спаса в силах», происходящего из того же собора, вызывает сомнение. Остается предполагать, что в собор поместили иконы более старого иконостаса. Очень показательно для Дионисия использование в качестве образцов икон раннего XV века. [Недавно издана еще одна икона из того же праздничного ряда — «Уверение Фомы», хранящаяся в Русском музее, см.: Кочетков И. А. Еще одно произведение Дионисия. — В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. 1980. Л., 1981, с. 261–267; об этой иконе см. также: Эдинг Б. Образ «Фомино испытание» в Румянцевском музее. — «Старые годы», 1916, апрель–июнь, с. 125–128].