Наверх (Ctrl ↑)

Снятие со Креста

Из праздничного чина

Снятие со Креста
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Русский Север

Конец XV в.

91 × 62 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12040

Икона входила в состав праздничного чина из Городца.

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 157 
¦
107. Снятие со креста1.

1 Иконография «Снятие со креста» восходит к ранней поре византийского искусства. Она создана на основании евангельского рассказа (Матфей XXVII, 57–60, Марк XV, 43, Лука XXIII, 50–53, Иоанн XIX, 38–42). Композиционная схема издаваемого произведения восходит к иконе праздничного чина иконостаса Троице-Сергиевой лавры (1420-е гг.), созданного Андреем Рублевым, Даниилом Черным и другими художниками их школы. Наиболее близкая стилистическая аналогия нашей иконы — икона собр. Горьковского государственного художественного музея № 8 (см. Н. Мнева, Древнерусская живопись Нижнего Новгорода. — В кн.: «Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования», II, М., 1958, стр. 32, 33).

Из праздничного чина2. Последняя четверть XV века. Новгородская школа (?).

2 См. иконы из того же праздничного чина (см. № 105, 106).

В центре композиции на фоне темного креста — склоненное влево, обнаженное, мертвое тело Христа. Изогнутые линии его тела повторяются в очертаниях двух стоящих справа женских фигур и Иосифа (изображен на лестнице над Христом). Слева движение замыкают две выпрямленные женские фигуры. Одна из них — Богоматерь, прильнувшая щекой к щеке сына. У подножия креста Иоанн и Никодим вынимают гвозди из ног Христа. Рядом на поземе стоит корзина. Внизу под желтой горкой черное отверстие пещеры с черепом Адама. На заднем плане зеленая Иерусалимская стена с двумя четырехъярусными шатровыми башнями. Фигуры легкие, очерченные гибкой линией. Лица с мелкими тонкими чертами. Вохрение плавью светлой охрой по оливковому санкирю. Красочная гамма построена на сочетании неяркой зелени, коричневато-красных тонов, светлой охры и отдельных звучных пятен киновари и белил. Надписи киноварные, поновленные. Фон и поля цвета слоновой кости со следами золота.

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 91 × 62.

Происходит по сведениям художника-реставратора П. И. Юкина из г. Каргополя.

Собр. И. Остроухова. Приобретена И. С. Остроуховым в Городце на Волге у мстерских офеней.

Поступила из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова в 1929 году. [12040]  с. 157 
  
¦

Детали


A Центральная часть композиции

Литература