Наверх (Ctrl ↑)

Положение во гроб

Из праздничного чина

Положение во гроб
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Русский Север

Конец XV в.

90 × 63 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12041

Икона входила в состав праздничного чина из Городца.

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 155 
¦
106. Положение во гроб.

Из праздничного чина. Последняя четверть XV века. Новгородская школа (?)1.

1 Пять икон из этого праздничного чина были одновременно приобретены у торговца-офени на ярмарке в Городце на Волге. В собрание А. В. Морозова поступило Сошествие во ад (см. № 105), в собрание И. С. Остроухова — Снятие со креста (см. № 107) и Положение во гроб (см. № 106), а в собрание В. Н. Ханенко — Тайная вечеря и Усекновение главы Иоанна Предтечи (Киевский государственный музей русского искусства. Каталог, Киев, 1955, стр. 9). По сведениям реставратора П. И. Юкина офеня, продавший коллекционерам эти иконы, приобрел их в Каргополе. В этих иконах сочетаются черты новгородского искусства — эпичность образов, силуэтность, ярко выраженный линейный ритм — и московского — легкость фигур, очерченных плавной, гибкой линией, мелкие тонкие черты лиц. Красочная гамма каргопольских икон построена на привычном для новгородской живописи сочетании красного, зеленого и желтого цветов, но в более смягченной тональности. Стилистическое родство этих икон с иконами Нижнего Новгорода, Городца и других близлежащих пригородов, собранных в Горьковском государственном художественном музее, заставляет усомниться в достоверности сведений, полученных от реставратора Юкина, или предположить, что иконы для каргопольского собора были написаны мастерами нижегородского направления. См. примеч. 1 к № 123.

Гроб с телом Христа в белых пеленах и фигуры припавших к телу Богоматери, Иоанна Богослова и Иосифа Аримафейского, а также стоящих за ними Никодима и жен расположены четкими горизонтальными рядами. Позади такими же рядами расположены вершины гор с прямолинейными лещадками и гранями, украшенными с боков орнаментом в виде черточек поверх красных и коричневых вертикальных полосок. Фигуры легкие, очерчены гибкими линиями, лица с мелкими тонкими чертами. Вохрение исполнено плавью, светлой охрой, с подрумянкой, по оливковому санкирю. В красочной гамме, построенной в основном на сочетании зелени, охры и темно-красных тонов, яркими звучными пятнами выделяются белые пелены Христа и киноварный мафорий Марии Магдалины, стоящей с высоко поднятыми руками. Фон и поля цвета слоновой кости со следами золота. Надписи киноварные, подновленные.

Доска липовая, шпонки врезные, односторонние. Паволока, левкас, яичная темпера. 91 × 63.

Происходит, по сведениям реставратора П. И. Юкина, из Каргополя.

Собр. И. С. Остроухова. Приобретена И. С. Остроуховым в Городце на Волге у мстерских офеней.

Поступила из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова в 1929 году. [12041]  с. 155 
  
¦

Детали


A Мария Магдалина

Литература