Наверх (Ctrl ↑)

Вознесение

Из праздничного чина

Вознесение
Изображения с более высоким разрешением:

Школа Рублева

1410–1420-е годы

71 × 59 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12766


Из собрания С. П. Рябушинского.

Входит в состав Звенигородского праздничного чина.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 311
¦
252. Вознесение.

Первая половина XV века. Московская школа.

Композиция и колорит близки к изображению одноименной иконы из села Васильевского (см. № 225). Изысканно стройные высокие фигуры очерчены гибкой линией. Вохрение плотное, золотистой охрой по оливковому санкирю. Движки мелкие, немногочисленные. Колорит холодный. Одежды зеленоватых, красноватых и желтоватых оттенков. Горки светлые, прозрачного зеленого тона. Фон и поля золотые с красной опушью.

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 71 × 59.

Собр. С. П. Рябушинского.

Раскрыта в конце XIX века А. В. Тюлиным1.

1 См. об А. В. Тюлине (ум. в 1918 г.) «Художественная жизнь», 1920, № 2, стр. 43. Он говорил летом 1917 г. А. А. Корзинкину о том, что Вознесение — одна из ранних покупок С. П. Рябушинского, заплатившего за нее 500 рублей (ОР ГТГ № 10/3025).

Поступила из ГИМ в 1930 году. [12766] с. 311
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 368 
¦
105. Вознесение.

10–20-е годы XV века. 71×59. Третьяковская галерея, Москва [12766].

Из собрания С. П. Рябушинского. Сохранность хорошая, но икона, к сожалению, освежена, как это широко практиковалось в начале XX века, когда коллекционеры предпочитали иметь вещи без особых утрат и изъянов. Композиция восходит к иконе Прохора в Благовещенском соборе и к иконе Рублева из праздничного ряда владимирского Успенского собора. Наша икона входила в состав того же иконостаса, который включал в себя «Рождество Христово» Третьяковской галереи (происходит из Рождественской церкви Рождественской слободы в Звенигороде; см.: Masterpieces of Russian Painting, pl. XX, XXII; Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи, т. I, № 231, с. 290–292, ил. 193; [Лазарев В. Н. Московская школа иконописи, с. 28–29, табл. 40]) и, возможно, знаменитый «звенигородский» чин. Не исключена вероятность, что полуфигурный чин получил надставку в виде праздничного ряда из четырнадцати икон в более позднее время, уже в 20-х годах XV века. Для «Вознесения» типична некоторая измельченность форм, что указывает на работу не самого Рублева, а, скорее всего, его ученика, принадлежащего уже к молодому поколению.  с. 368 
  
¦

Литература